Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Память св. Дионисия Ареопагита совершается на пятидесятый день после Успения Богородицы; творения Дионисия Ареопагита написаны возвышенным языком и считаются очень трудными для понимания; обращаться к творениям Дионисия Ареопагита мы должны для того, чтобы понимать, что происходит в нашей христианской жизни; церковные обряды — это служение разумных людей вместе с ангелами перед престолом Божиим, а не просто человеческие обычаи или какая-то магия; Ареопагит пишет, что “спасение – это не что иное, как обожение спасаемых”; когда кажется, что Дионисий Ареопагит писал для “инопланетян”, то на самом деле это мы по отношению к христианству является “инопланетянами”. Христианская жизнь как межпланетное путешествие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Дионисия Ареопагита. Почему именно сегодня? Потому что сегодня пятидесятый день после успения Богоматери. К этому дню и была приурочена его память, потому что, как мы знаем из творений Дионисия Ареопагита, именно во время Успения Божьей Матери, когда собрались у Ее гроба апостолы, открылись все небеса, через которые прошел Господь Иисус Христос и через них пронес вверх душу Богоматери. А потом уже и с телом Она вознеслась на Небеса.

Таким образом, открылись ангельские иерархии, открылся тот небесный мир, о котором Дионисий Ареопагит написал в своей книге. Все это откровение, все это видение, которое было в основе его божественных писаний, восходит к Успению Божьей Матери, а потому и его память отнесена тоже к успению Божьей Матери. Как мы помним, Пятидесятница после Пасхи – это дарованное апостолам откровенияе Святаго Духа. Сейчас тоже пятидесятница, и тоже откровение Святаго Духа, дарованное апостолам, но после Успения Божьей Матери.

И поскольку этот аспект было трудно вместить в празднование самого Успения, которое было пятнадцатого августа, то его отложили на пятидесятый день после этого, чтобы специально отпраздновать память святого Дионисия Ареопагита, который изложил все эти откровения письменно. Вот такое место занимает в Церкви почитание Дионисия Ареопагита. Но зачем его знать мирянам, тем, кто специально богословием не интересуется?

Творения Дионисия Ареопагита, особенно если читать их в переводе, считаются очень трудными. Даже если понимать все слова, — хотя и это требует некоторого напряжения, потому что слова там своеобразные, и понимать их начинаешь только после того, как к ним привыкнешь, — но, понимая слова, все равно не понимаешь содержания. Для того, чтобы понимать содержание, даже понимая слова, надо прилагать еще и еще всевозможные усилия.

Хорошо, если бы при чтении Дионисия Ареопагита сразу бы были очевидны указания на то, как нужно вести себя правильно в быту. Но там такие возвышенные описания, что вроде бы ничего такого и не увидишь, как правило. Есть, конечно, там разные важные мотивы вроде того, что нельзя осуждать грешника и так далее, но о таких практических вещах говорится довольно мимолетно. Куда более ясно и подробно это изложено у других святых отцов. Было бы странно специально с этой целью обращаться к Дионисию Ареопагиту. Зачем же тогда вообще обращаться к нему, который пишет об ангелах, об устройстве Церковной жизни, о мистическом богословии?

Для того это нужно, чтобы мы понимали смысл того, что происходит в нашей христианской жизни. Даже если мы едва прикоснемся к творениям Дионисия Ареопагита и поймем, скажем, на один процент, хотят трудно здесь измерять в процентах, — то это все равно даст нам представление, которое не сможет не изменить нашу жизнь.

Мы увидим, что молитвенно мы призываем имя Божье. Мы поймем, что Имя Божие – это Сам Бог в том смысле, что Бог совершенно реально присутствует в призывании имени Божиего с верой. Мы поймем, что церковные обряды, в которых мы участвуем, приходя в Церковь, — это не просто какие-то земные ритуалы и, с другой стороны, не какая-то там магия, как некоторые думают, что в ритуалах есть что-то волшебное, и что последствия их тоже волшебные, а это служение разумных созданий, которыми являемся мы, люди, вместе с ангелами, которые с нами соприсутствуют, как об этом поется на херувимской песне за богослужением.

По крайней мере, читая Дионисия Ареопагита, мы для себя создадим обо всем этом хотя бы интуитивное представление, даже если будем крайне плохо понимать, что там написано. Конечно, если мы будем читать и перечитывать, то и понимать будем все лучше и лучше. Мы поймем, почему у нас такое странное богослужение, которое имеет цель изобразить, но не просто, а так, чтобы изображающие приняли участие в реальности – в том, что происходит перед престолом Божиим на небе.

Это действительно оказывается возможным в нашем богослужении. Именно о том, как это возможно и что это значит, пишет Дионисий Ареопагит: что такое наша личная молитва, когда мы призываем имя Божие, что такое наша церковная молитва, когда мы в Церкви находимся, как мы общаемся с ангелами, ну и самое главное, в чем состоит цель христианкой жизни – что такое спасение. Дионисий Ареопагит об этом пишет.

Он пишет, что “спасение – это не что иное, как обожение спасаемых”. Мы привыкли думать о спасении, что это когда мы становимся людьми получше, чем мы были, если мы христиане. Мы думаем, что через это мы спасемся. Но есть очень много способов стать получше с человеческой точки зрения, даже и не становясь христианами.

Мы знаем много примеров атеистов, которые стали, конечно, получше многих людей и, наверное, многих христиан. Но очевидно же, что без веры в Бога спасение Божие невозможно – об этом прямо говорится в Новом Завете. Должна быть какая-то христианская жизнь, другая. И вот о ее смысле, а именно, получить потом жизнь с Богом, жить той жизнью, которой живет Бог, стать Богом, — об этом пишет Дионисий Ареопагит.

Конечно, не только он пишет об этом, но и другие святые отцы. Все святые отцы почитали писания Дионисия Ареопагита, так же это было и в России. В самом начале нашего христианства уже был славянский перевод Дионисия Ареопагита, в XIV веке, и он быстро стал распространяться в России, и наши книжники его читали и вдохновлялись им для своих духовных подвигов, прежде всего, а также и для создания своих великих произведений, иконописи и великолепных храмов XIV-XV веков на Руси.

Поэтому, если мы хотим представить себе православие настоящее, православие святоотеческое, то надо обязательно обращаться к Дионисию Ареопагиту. Конечно, первое, что придет нам в голову при чтении, если мы совсем неподготовленные, — что там про жизнь каких-то марсиан, написанное инопланетянином.

Это хорошо, если мы так заметим, потому что в духовном смысле это так и есть. Только выводы мы должны сделать такие: мы в отношении к христианству со своей стороны сами являемся инопланетянами. Расстояние от нас до христианства — никак не меньше, чем расстояние между Дионисием Ареопагитом и тем, что нам кажется нормальными людьми. Тогда надо подумать, как сделать свою христианскую жизнь межпланетным путешествием, – позволю себе так выразиться.

Конечно, лететь надо не межпланетным рейсом, а гораздо дальше, потому что Царствие Небесное от нас гораздо дальше, чем любая из планет. Но в то же время, оно ближе в том отношении, что каждый из нас имеет все необходимое для того, чтобы туда добраться. Всем необходимым, строго говоря, является только одно – только Сам Бог. А Бог уже к нам обратился, тем более, если мы уже пришли в Церковь. Нам осталось только самим обратиться к Нему.

Аминь.