Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Святого Пантелеимона в народе особенно почитают за то, что он совершал чудесные исцеления; вся христианская жизнь подобна хождению по воде, как Петр ходил в Евангелиях; каждый человек может вспомнить, как по молитве к Богу совершенно изменилась реальность вокруг него — именно такие вещи утверждают нашу веру; важно остаться христианами в ситуации, когда мы никак ими остаться не можем, не погибнув; наша задача умереть так и тогда, когда это для нас принесет наибольшую пользу; если мы христиане, то мы должны понимать, что мы не просто живем, а мы идем в Царствие Небесное, и мы не должны отвлекаться от своей цели; здоровье нам полезно для того, чтобы использовать его для служения Богу, и для того, чтобы самим молиться и каяться.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святаго Пантелеимона, и сегодня же мы читали в Евангелии рассказ о том, как Петр ходил по водам. Когда они увидели, как Христос ходит по водам, то все ученики испугались. А Петр говорит, что если это действительно Ты, а не призрак какой-то, то сделай так, чтобы я тоже ходил по водам.

Эти вещи связаны между собой. Потому что святого Пантелеимона в народе особенно почитают за то, что он совершал чудесные исцеления. Не за то, что он был просто хорошим врачом, — хотя он, действительно, был просто хорошим врачом, и при этом христианином, который лечил обычными медицинскими средствами, — но еще и потому, что, помимо этого, он, по святости своей, был близок к Богу, и Господь по его молитвам исцелял в тех случаях, когда медицина была бы бессильна.

Вот и в нашей жизни бывает много таких вещей, — а, может быть, и немного, но нам хватает, потому что они очень яркие и именно они определяют нашу жизнь, — когда вроде бы нет никакого выхода — никакими человеческими и мыслимыми силами из этой ситуации не выйти.Но если мы хотим продолжать нашу жизнь для того, чтобы была польза для нашей жизни вечной, а не только для временной, то бывает, что всякие обстоятельства складываются, и чудеса происходят, в том числе и чудеса исцеления.

В этом смысле вся христианская жизнь уподобляется хождению по воде, потому что пока мы веруем, мы можем идти по воде, как мы только усомнимся, как это сделал Петр, мы сразу начинаем тонуть. Но мы можем и не утонуть, а если покаемся, как это, опять же, показывает сегодняшний пример Петра, то тогда Господь нас все равно спасает. То есть даже наши прегрешения, сомнения и то, что мы оступаемся на своем пути, не означает, что мы действительно погибнем, хотя мы делаем именно то, что приведет к погибели, но это не приведет к погибели, если мы все равно обратимся к Богу.

Каждый человек может вспомнить такие события из своей жизни. Если человек не вчера, не позавчера, а, скажем, неделю назад решил быть христианином, а, тем более, если раньше, то, наверное, у него найдется что-то такое в памяти, когда он вспомнит, что по молитве к Богу совершенно изменилась реальность вокруг него.

Именно такие вещи утверждают нашу веру. Но они ее утверждают когда? Когда мы понимаем, что нам важно остаться христианами в ситуации, когда мы никак ими остаться не можем, не погибнув. Тогда нужно решить, что да, если никак иначе нельзя, то тогда лучше погибнуть. Очень часто бывает, что тогда Господь нас и спасает, и получается то самое хождение по воде.

А часто бывает и иначе, когда люди, решившиеся погибнуть за Христа, они действительно, с земной точки зрения, погибают. И мы можем вспомнить, что сам святой Пантелиимон, память которого мы сегодня празднуем, был мучеником, то есть тем, кто решил в какой-то момент погибнуть за Христа, и пусть это не сразу и не с самого начала, но, в конце концов, именно это и исполнилось.

Потому что мы должны понимать, что все мы, в том числе и святые, они не больше, чем Господь Иисус Христос, который Сам принял мученическую смерть. Но это, как сказано в книге премудрости Соломона, “в глазах безумных выглядит так, будто бы они умерли”. Но, на самом деле, они окончательно получили ту жизнь, к которой стремились и которую имели.

Потому что все мы знаем про себя и друг про друга, что никто из нас в земном смысле слова вечно жить не будет, что умрем мы все обязательно. Поэтому наша задача умереть так и тогда, когда это для нас принесет наибольшую пользу. Как если мы идем куда-то по какому-то делу, мы стараемся не отвлекаться и не расслабляться, пока мы не сделаем это дело, если нам нужно куда-то пойти и что-то получитьили сделать какую-то работу и т.д.

Если мы христиане, то мы должны понимать, что мы не просто живем, а мы идем в Царствие Небесное. И наша задача — не получить удовольствие от процесса, не пуститься в какие-то прогулки, чтобы подольше не приходить туда, куда мы посланы, и куда мы стремимся, а, наоборот, как можно скорее и как можно более прямым путем туда попасть. Вот только это и важно.

Понятно, что на этом пути нас будут ждать и какие-то неприятности, а, может, и приятности. Но общие у приятностей и неприятностей одно — все они могут нас отвлечь, если мы к ним отнесемся неправильно, а если отнесемся правильно, то все они будут только напоминать нам о том, куда мы стремимся, где наша цель.

Неприятности нам будут напоминать о том, что эта жизнь такова, что не надо к ней привязываться, а приятности, если правильно к ним относиться, будут нам напоминать о том, кто подает гораздо большие блага, об Источнике того, что нам в жизни приятно. Если мы стремимся к Источнику, то зачем нам останавливаться на тех, совсем, по сравнению с источником, мелких дарах, которые мы получаем в своей жизни, но мы должны за них благодарить, потому что в нашей жизни они не мелкие, а очень крупные, а самое в них крупное то, что только благодаря им, мы узнаем об Источнике этих благ.

Поэтому нам полезно и здоровье. Для чего оно полезно? Чтобы было легче грешить, как вот люди, собственно, и хотят — для того, чтобы смотреть телевизор или заниматься чем-то еще худшим ? (Будто и так этим некому заниматься.) Для того нам здоровье, чтобы использовать его для служения, для служения Богу и для того, чтобы нам самим молиться и каяться. К Подателю здоровья мы и обращаемся для того, чтобы к Нему прийти — для этого нам и нужно здоровье.

Итак, мы смотрим на все и от десных и от шуиих получаем только пользу. Шуии — это те, кто слева, кто приносит нам зло или хочет принести зло, но все равно приносит только пользу. А десные — это те, кто приносит нам добро, а мы его не обращаем во зло, хотя могли бы.

Поэтому будем уповать на Бога при всех обстоятельствах, которые у нас бывают. А для того, чтобы мы могли уповать на Бога, надо одно самое главное: надо помнить, что мы находимся в пути, который имеет определенную цель. И наша задача не побыть в этом пути подольше, а наша задача в том, чтобы этой цели достигнуть.

Аминь.