Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня во время богослужения читалось из пророка Иезекииля чтение о том, как будет происходить  всеобщее воскресение мертвых. Там сказано о костях Израиля, но речь идет о всех, кто принадлежит Израилю по-настоящему, то есть это значит, что о всех христианах.

Конечно, воскреснут и другие – так тоже можно и нужно понимать это пророчество, — но, прежде всего, там речь о том, как воскреснут те, кто умер, принадлежа к народу Божьему. Там сначала были кости сухие, потом они обрастали плотью, потом они уже как целые тела лежали неживые, и только потом, как было при сотворении Адама, Господь сказал, «призови Дух», и тогда уже Дух их одушевил.

Подобно этому происходит с нашей душевной жизнью. Когда мы приходим в Церковь, мы выглядим непрезентабельно. Мы приходим фактически мертвыми, если можно так сказать, как живые мертвецы, и представляем собой только кости. И выглядит Церковь как куча костей, если посмотреть, что там за прихожане.

Потом постепенно появляется какая-то плоть, то есть они больше становятся похожи на людей, — но не на христиан. Может быть, кто-то, придя в Церковь, меньше бросается на людей, становится менее опасен для себя и для окружающих, что очень хорошо и необходимо. И это уже результат христианской жизни.

Но этот результат не состоит в самом христианстве. Христианство – это уже высший результат попыток вести христианскую жизнь. А вот когда Дух одушевит, тогда уже, действительно, мы становимся людьми, а если говорить про Церковь, то мы становимся христианами.

Вот так нам и надо понимать относительно себя, что, конечно, пока мы имеем разные страсти, то и ведем мы себя соответствующе, и выглядим. И надо от этого не приходить в какое-нибудь отчаяние, не махать на это рукой, что все равно с этим ничего не сделаешь, а как ни в чем не бывало надо стараться ждать Бога, точнее говоря, призывать Его. Потому что Он может воскресить эти кости. И стараться делать то, отчего вырастает на них плоть, то есть все, что положено делать христианам, то есть вести себя более по-христиански.

А если мы видим, что и это у нас не получается совсем, то надо спокойно и с верою, надеждой лежать в качестве этих костей, понимая, что Господь придет и воскресит. В христианском смысле «лежать» — это не означает ничего не делать, а именно делать, и даже очень многое.

Повторюсь, христианство заключается в том, чтобы пытаться разбить стену головой. Конечно, стена не очень разбивается головой, а голова — очень от всех этих упражнений. Но потом в какой-то момент стена рухнет обязательно – моментально рухнет, как будто бы ее не было. В этом заключается наше христианство, наша борьба с грехами. И не только борьба с грехами, но и обретение Духа Святого, без которого такая борьба и бессмысленна, и невозможна.

Поэтому пусть нас вдохновляют воспоминания сегодняшнего дня, и то, как они прообразованы еще в Ветхом Завете у Иезекииля, и то, как они осуществлены в Новом Завете в тех событиях, которые у нас сегодня вспоминаются, и то, как они будут осуществлены в тех событиях, на которые сегодняшние события нам указывают, – всеобщего воскресения.

И надо, чтобы прежде чаемого, то есть ожидаемого общего воскресения, как говорят наши святые отцы, произошло воскресение нашей собственной души.

Аминь.