Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Введение во Храм Пресвятой Богородицы является событием для многих непонятным и тайным. Иногда просто пускаются в какие-то фантазии для того, чтобы его объяснить – я говорю о проповедниках недавнего времени. Но для того, чтобы понимать его смысл так, как понимает его Церковь, нужно обращаться, конечно, к Церковному Преданию. Прежде всего, это рассказ о том, как происходило Введение во Храм, который содержится в произведении, названном «Рождество Мариино», которое начинается с рождества Богородицы, а продолжается Введением во Храм Богородицы, заканчивается же Благовещением.
Также нужно руководствоваться тем, что святые отцы говорят в пояснение этого праздника. Если говорить о том, что было рассказано в древнем рассказе, который восходит ко ΙΙ веку, а суть его восходит, может быть, и к Ι веку, то речь шла о том, что в том храме, в котором служила еврейская община, в которую пришел Христос, которая была Истинной Церковью, которая служила отдельно от большого Иерусалимского Храма, в нем, в святом святых, несколько лет – примерно, девять – пребывала Богородица. Потому что та, которая должна была вместить Мессию, сама должна была стать Храмом, предоставляя свою плоть, взятую впоследствии Мессией, как Храм.
С другой стороны, как объясняют святые отцы, это все имеет и аскетический смысл для каждого из нас. Она приняла Бога и стала местом воплощения Бога, когда пребывала в одиночестве и в святости. И вот надлежит каждому христианину жить так же, но во внутреннем смысле этого слова, пребывая в келье своего сердца, которому объясняет Господь, как нужно молиться: нужно войти в свою келью и там воззвать к Богу. Эта келья является кельей сердечной. Поэтому это праздник также исихии – Богородица был в Храме исихии, и мы ей должны так же подражать.
Хорошо это понимать одновременно, как две стороны одного и того же явления. Часто бывают люди, которые говорят, что главное то, что внутри, мы будем молиться. Некоторые из этих людей даже говорят, что мы будем молиться молитвой Иисусовой, как учат святые отцы. И действительно, они читают святых отцов, подражают им в такой молитве. Но они забывают, что молиться надо не просто у себя в сердце, а в сердце, которое стало святилищем, а они не входят во святилище.
А что надо сделать, чтобы войти? Для этого нужно быть в Церкви — в настоящей истинной Церкви, а не в Церкви большинства, как говорит нам сегодняшний праздник. Но настоящая Истинная Церковь – это все-таки Церковь, и нужно пребывать в Таинствах. Как объясняет Григорий Палама, мы тогда соединяемся с Богом в своем сердце, когда мы не просто обращаемся к Богу, взывая к Нему «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», а когда мы сами пребываем в Теле Христовом, когда мы исповедуемся и причащаемся, живем в нашей Церкви.
Но если нет физической возможности причащаться, то тогда ничего страшного – тогда Господь все равно принимает нашу жертву, которую мы приносим в своем собственном теле. Так бывает, например, с теми, кто находится в заключении, в тюрьмах – страдает за православную веру. А если возможность есть, но мы пренебрегаем, то мы, конечно, отпали, даже если мы внутри. Даже если мы продолжаем молиться по святым отцам Иисусовой молитвой.
С другой стороны, есть люди, которые говорят, что главное быть в Истинной Церкви, и не надо дальше мудрствовать. Бывает, даже так говорят: «Можешь прочитать утреннее и вечернее правило без рассеивания? Не можешь. А пока не можешь, то и нечего тебе творить молитву Иисусову». Это я не придумал – такие безумные советы действительно дают некоторые священники.
Нужно понимать, что в молитве Иисусовой прежде всего мы и сосредотачиваемся, и от внимания в этой молитве мы переходим ко вниманию в следующих молитвах. Хотя в то же время и молиться внимательно всеми остальными молитвами – и домашними, и теми, которые бывают в храме – нам необходимо для того, чтобы это стало каркасом, скелетом нашей молитвенной жизни, что дало бы нам возможность беспрепятственно молиться Иисусовой молитвой.
И вот если ставить одно перед другим, или другое перед одним – то есть псалмопение впереди ставить, а потом молитву, или наоборот, — то это все равно, что что выбирать началом — курицу или яйцо. Это две стороны одного и того же.
Если мы начинаем одним пренебрегать, даже под благовидным предлогом, откладывая это на потом, и уж тем более, если мы начинаем пренебрегать под неблаговидным предлогом, считая чем-то неважным, то получается плохо. Получается, что ничего не получается. Или даже еще хуже: получается то, что лучше бы и не получалась. Так можно впасть и в прелесть, и в разные очень неприятные вещи.
Поэтому сегодняшний праздник нам напоминает и наставляет нас, как надо делать, чтобы было правильно: нужно и внутренне молиться, и в Церкви пребывать. Конечно, пребывать в святилище, во святом святых, куда каждый из нас попадает, если он участвует в Истинной Церкви в евхаристии, в принесении Святых Христовых Тайн. Поэтому будем и одного не оставлять, и к другому прибегать, и не считать, что что-то из этого первое, а что-то второе. Все это является одновременно первым.
Аминь.
епископ Григорий (Лурье)