Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в евангельском чтении мы слышали из Евангелия о Матфея о том, как Христос ходил по водам, как Петр пытался к Нему пойти, и у него это сначала получилось, потом он усомнился, испугался, стал тонуть, и Господь его спас, объяснив ему в чем причина. Почему же это так значимо, что же это за событие, о котором повествуют все евангелисты, – хождение по воде?

Это особенно видно из повествования Иоанна Богослова, где совершенно ясно показано, что это самое первое чудо, – оно и называется «знамение», – которым Господь показал тем, кто мог Его видеть, что Он действительно Бог. Это не просто какие-то чудеса, а это чудеса, который имеют определенный смысл, так что человек, живущий в Ветхом Завете, мог понять, о чем идет речь.

Действительно, переход через море Генисаретское, которое на севере современного Израиля и тогдашней Иудеи, – это аналог нового Исхода, перехода через Чермнóе (Красное) море. И хотя евангелисты не очень сохранили подробности географии, и в Евангелиях несколько деталей говорят, что Он пересекал его с севера на юг, а другие — что с юга на север, но суть-то не в этом. А в том, что Господь изображается в Евангелии не в течение всей Его жизни – это не биография, — а объясняется только один Его путь: с какого-то момента до Крестной смерти в Иерусалиме.

И весь этот путь объясняется как новый Исход. С чего он начинается? Начинается с моря Генисаретского и с первого чуда – переход через это Чермное море. Но в Исходе вода расступилась, и все прошли по суху, а здесь – Христос прошел по воде как по суху. Вот здесь есть такие отличия, они имеют какой-то глубокий смысл, но, боюсь, что для нас он уже утерян. Это даже и древние отцы не комментируют.

Евангелие смиряет. Если мы читаем его внимательно – мы понимаем, насколько мало мы его понимаем.

Вслед за этим переходом через Чермное море Господь идет дальше, и в пустыне встречаются всякие искушения, появляются новые знамения – не просто чудеса, а такие, которые что-то объясняют. Да, это действительно новый Моисей, который дает Новый Завет, но это все будет потом. А сейчас совершается главное событие, и совершается ночью, так же, как ночью был переход через Чермное море.

И так получается, что именно ночь является главным временем для нашего богослужения. Даже еженедельная воскресная служба теоретически совершается ночью, но, поскольку ночью вообще никто не придет, то мы стараемся пораньше утром ее начать.

Когда мы взираем на такие евангельские события с пониманием, то мы оказываемся сами внутри этих событий. Сначала пришел Моисей и спас народ от грозивших ему опасностей в земном смысле слова, а постом пришел новый Моисей, которым является Христос, и который спасает уже окончательно, а тот Моисей еще не мог, он только приуготовлял нас к этому.

Конечно, хорошо, если мы понимаем хотя бы такие мотивы, что человек, который верит в Бога, может пройти по воде, в самых неожиданных обстоятельствах оказаться победителем, потому что Бог за него поборает. Только главное, чтобы он не сомневался, а, действительно, с верой в Бога шел навстречу тем искушениям. Это наиболее очевидный смысл чудес, и это правильно. Это главное, что надо усвоить. Но очень хорошо будет, если мы будем смотреть дальше, если мы будем понимать, что и для нас сейчас, тех, кто идет за Христом, новый Исход не кончился.

Мы идем за Ним, а, значит, Он тоже идет. А где Он идет? Он идет по земле именно вот в этом самим Исходе, который описан в Евангелии. Он дает нам новое законодательство, Новый Завет. Мы должны все исполнять, не должны останавливаться, не должны заводить дружбу с народами земли, которые встречаются по дороге, не должны позволять нас останавливать – если по-хорошему, то по-хорошему, а если по-плохому, то мы должны вести с ними войну. Конечно, для нас народы земли – это, прежде всего, бесы, именно так мы должны понимать эту аналогию.

Главное, что на земле у нас нет никаких интересов, кроме одного – пройти ее менее извилистым путем. Путь все равно будет извилистым – недаром 40 лет плутал по пустыне народ Израильский, да и Христос идет в Иерусалим довольно извилистым путем, — но пройти надо, и надо достигнуть цели. В евангельских событиях это был земной Иерусалим, а для нас, конечно, небесный Иерусалим.

Аминь.

епископ Григорий