Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Чудо исцеления 10 прокаженных. Девять получили здравие телесное, но не получили здравия душевного, и чудо не принесло им никакой пользы. Мы тоже часто бываем внешне или только внутренне неблагодарны Богу за Его чудеса и попечение о нас. На самом деле мы всегда находимся в опасной ситуации, хотя и не сознаем этого. Христианская жизнь подобна хождению по канату. Как избежать бесстрашия и страхований.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память святого, который особенно почитаем в народе, потому что он помогал и помогает во многих житейских нуждах всем тем, кто к нему обращается. Об этом много говорится в его житиях и в богослужении, которое сегодня у нас звучало, и это, конечно, правильно. Но сегодня так совпало, что Евангелие, которое было положено сегодня читать за литургией в честь воскресного дня, тоже было об исцелении, о чуде из числа тех, которые часто творил святитель Николай. А именно, 10 прокаженных встретили на дороге Иисуса Христа и обратились к Нему с просьбой об исцелении. Он им сказал, что они исцелятся, только им нужно пойти в Иерусалим и показаться священнику. И они сделали так, как Он им сказал, пошли в Иерусалим, но еще не успели дойти до него, как исцелились по дороге. И они увидели, что все они одновременно исцелились. Но только один из них вернулся, нашел Христа, воздал хвалу Богу и поблагодарил Спасителя. И тогда Христос спрашивает: “Не десять ли исцелились? Где же девять?” Это был риторический вопрос, потому что понятно, что остальные не захотели возвратиться. И тогда этому одному возвратившемуся, который оказался даже не иудеем, не из избранного народа, а самарянином, Господь сказал: “Вера твоя спасе тя”. Таким образом, этот человек получил не только здравие телесное, но и здравие душевное. А остальные исцеленные получили здравие телесное, но совершенно не получили, как можно быть уверенным из этой истории, здравия душевного. И лучше бы им было оставаться прокаженными, но с надеждой на здравие душевное, которое они могли получить когда-нибудь потом, чем стать здоровыми телесно, но без надежды на вечную жизнь. Причем ведь не сказано, что они опять заболели. То есть Господь не подумал отнять от них Свой дар телесного исцеления, нет. Они остались здоровыми, но пользы от этого никакой не получили; им было больше пользы, пока они еще болели.

И вот, так же и мы. Мы просим святителя Николая, просим других святых, просим Божию Матерь, просим Самого Господа, чтобы они даровали нам выход из всяких тесных для нас обстоятельств, которые бывают связаны с болезнью или с чем-то другим, и мы сами не можем найти из них выхода. И вот, бывает, слава Богу, что мы получаем такой выход, причем иногда он даруется нам совершенно чудесно; бывает, что человек выздоравливает, хотя медицина, вроде бы, была совершенно бессильна его исцелить; бывает, что находятся неожиданно какие-то люди, которые решают очень сложные проблемы, которые никто из нас и наших знакомых решить не мог. Некоторое количество таких историй, наверное, есть у каждого верующего человека. Действительно, Господь явными или неявными чудесами вмешивается в наши житейские дела, в наше здоровье и болезни, в наши тяжелые обстоятельства, для того чтобы по нашей просьбе их разрешить в лучшую сторону. И что дальше происходит? Хорошо еще, если мы говорим: “Слава Тебе, Господи!” или хоть какими-то словами выражаем Богу свою благодарность. Подозреваю, что не всегда бывает даже и так, потому что мы можем в прямом смысле слова забыть это сделать, как те прокаженные. Потому что у части людей действует такой вот стереотип. Если бы эти люди дошли до священника и по его молитвам исцелились бы, то они бы понимали, что есть какое-то начальство, которому они обязаны, и тогда бы они поблагодарили, как миленькие. Да и потом они все боялись религиозных и светских законов, и так вот просто уйти, не поблагодарив священника, тогда было невозможно, да и сейчас это считается неприличным, и народ старается поблагодарить священника, хотя и по-своему — не так, чтобы стараться исправить свою жизнь, а так, чтобы денег дать. Денег дать просто, а жизнь исправить гораздо труднее… И вот, если бы исцеленные действительно дошли до священников, которые бы о них помолились, и они бы исцелились, то все бы они их поблагодарили. А их просто какой-то человек исцелил, сказав им доброе слово; конечно, спасибо Ему, но это же не повод возвращаться и благодарить… Вот, бывает, что и мы так же относимся к тем людям, которые нам помогли в чем-то важном.

Но даже если и не так, даже если мы внешним образом все делаем правильно, мы очень легко можем поступать, как те прокаженные, но только на глубинном и внутреннем уровне. Что же это означает? Вместо того, чтобы понять, что Господь продлевает нашу жизнь (особенно это касается разрешения ситуаций, опасных для самой нашей жизни) и дает нам силы, понять, что случившееся с нами было неким предупреждением для нас, мы начинаем очень быстро жить так же, как раньше. Мы совершенно забываем даже то, что вроде бы уже сознавали до того, как произошло наше избавление от напасти. Потому что когда мы молились Господу, чтобы Он нас избавил от напасти, мы готовы были всячески исправить свою жизнь. И часто бывает, что человек, который знает, что ему предстоит вскоре умереть, готов пойти на очень многое в плане исправления своей жизни в обмен на то, чтобы ему отменили смертный приговор, будь то приговор из-за болезни, из-за гражданского суда или еще из-за чего-то. Но если действительно этот приговор отменяется, то восприятие ситуации как-то меняется. А оно не должно меняться.

Кроме того, мы должны сами в себе понимать, что ситуация, которую мы пережили, это не только ситуация из прошлого, а ситуация, в которой на самом деле, может быть, плохо это понимая, мы находимся в данный момент, причем это относится совершенно к каждому из нас. Потому что все мы совершенно точно находимся под уже занесенным над нами мечом, потому что все мы обязательно должны будем умереть. И мы знаем, что даже молодой возраст не является гарантией того, что мы проживем сколько-нибудь долго, ведь сколько молодых вокруг умирает, и далеко не все они хронически больны. А даже если мы и не умрем вскоре, все равно с нами может произойти много разных других тяжелых бедствий; если же это с нами не произойдет, то может произойти с кем-то из наших близких, и т. д. То есть мы чрезвычайно уязвимы. И в этой ситуации просто не может быть такого времени — даже если у нас сейчас все хорошо, и мы чувствуем себя хорошо, и все наши близкие чувствуют себя хорошо, — чтобы мы могли чувствовать себя совершенно свободно и думать, что Бог нам не нужен, что мы можем продолжать свой путь к Иерусалиму и не возвращаться ко Христу, как эти прокаженные, потому что мы, например, уже получили от святителя Николая все то, о чем мы молились. Просто не может быть такого времени, пока мы еще живем на этой земле.

И вот, если не сосредотачиваться на этих мыслях, то тогда мы просто впадем в то состояние, которое на языке святоотеческой аскетики называется бесстрашием, т.е. придем к отсутствию страха Божия и очень плохому состоянию. Если же просто сосредотачиваться на этих мыслях, то мы впадем в невроз, а на языке аскетики это называется печалью и страхованием, т.е. тоже страстным и вредным расположением души и мыслей. И вот, как же нам и сосредотачиваться, чтобы не впасть в бесстрашие, и в то же время не сойти с ума, грубо говоря. Для этого надо понимать, что мы должны смотреть не на те страхи, которые окружают нас, а должны смотреть только на Господа, только вперед. Говорят, что чтобы научиться ходить по канату, надо смотреть не вниз и по сторонам, а просто идти вперед и делать то, что надо. Это относится и ко всей христианской жизни в целом. Наше дело — смотреть вперед, делать то, что нам нужно, и не смотреть по сторонам. Потому что если мы будем смотреть по сторонам, мы либо увидим то, чего там нет, т.е. какие-то прелести и по видимости хорошие альтернативы нашему единственному пути, и, шагнув в ту сторону, конечно, упадем; или мы увидим то, что там есть, т.е. всякие страхи и ужасы, и тогда нам просто станет страшно, и мы тоже упадем. А надо всегда смотреть туда, куда велит смотреть Господь, — только вперед, только на Него. Потому что если мы идем к Нему, то впереди у нас будет Он.

Как это делать? Для этого нужно исполнять заповеди, причащаться, пока Господь дает для этого силы, и стараться держать Иисусову молитву и вообще непрестанно молиться: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”, — надо исполнять и домашнее молитвенное правило, каяться и делать все прочее, о чем мы знаем, но не всегда исполняем. Аминь.