Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание Страшного Суда, и это особо праздничный день – хотя воскресный день всегда праздничный — ради этого воспоминания. И этот день, как сказано в сегодняшнем Синаксаре, завершает круг года. Действительно, круг праздников года и весь церковный год, как здесь говорится, открывается Пасхой, а завершается он сегодня.

Потом начинается великопостный период. Еще в VII веке Великий пост занимал не семь недель как сейчас, а восемь. В это время очень больших праздников нет, потом начинается Пасха – новый церковный год. А сегодня мы совершаем завершение всего. И завершение – это общее воскресение и Суд. И о том, как этот Суд будет происходить, с древних времен читают в Евангелии от Матфея, и мы слышали сегодня.

Христос рассказывает притчу о Страшном Суде, о том, что на него приходят и те, и другие, и праведные, и грешные. Одним Христос говорит, что вы Мне сделали и то, и то, и то, а они недоумевают: мы Тебе никогда этого не делали. А Он говорит, что вы это делали братьям Моим меньшим, поэтому это вы сделали Мне. Аналогично Он отсылает тех, кто ничего этого не делал в муку вечную. Вот такой принцип Суда.

Некоторые люди, которые читают Евангелие, помнят эту притчу, но толкуют ее совершенно не так, как надо, а в контексте какой-то современной художественной литературы. Они делают вывод, что надо делать добро, и тогда спасешься. Это правильно, и, конечно, эта мысль тоже содержится в этом отрывке. Но ведь кроме перечисленных житейских нужд – болен был, странен и т.д. – здесь ведь сказано еще и другое.

Здесь сказано о вере. Недаром апостол Иаков говорит, что без веры невозможно угодить Богу. И те, кто были праведниками, и те, кто были грешниками осужденными – все знали, кто такой Господь. Они, когда жили до Суда, все думали о том, чтобы с Ним не поссориться, стремились как-то к Нему. И те, и другие были верующими людьми. Одни думали, что, пренебрегая ближними, они не пренебрегают Богом, а другие об этом, скорее всего, вообще не думали, но просто никем не пренебрегали — ни Богом, ни ближними. Но верующими были и те, и те.

Вера без дел мертва и не спасает, о чем нам говорит сегодняшняя притча, но она и не говорит о спасении без веры. Вера нужна. Конечно, мы не знаем, кого Господь спасает – это великая тайна. Если бы мы это знали, то мы сами могли бы судить. Но Господь говорит иначе: Мне отмщение, Аз воздам. Поэтому мы и не можем так глубоко знать людей, чтобы понять, кто там спасается, а кто нет – нам это не требуется, и было бы вредно для нас.

Но мы должны знать для себя – что способствует спасению и что способствует погибели. Не только для себя, но и для других. Мы не будем ничего утверждать ни про кого лично, но мы говорим, что полезно, а что вредно. Мы не говорим, что кто-то настолько отравится, что умрет для жизни вечной, и не говорим, что кто-то столько всего полезного употребил, что будет уже точно жить вечно. Вот эти выводы мы никогда делать не можем – ни в ту, ни в другую сторону. Но мы можем говорить, что вот это на пользу, а вот это во вред.

Вот быть без веры – это во вред. А делать добрые дела в житейском смысле – это на пользу. Но не надо думать, что Евангелие в этом месте призывает просто делать добрые дела по отношению к людям и считать, что вера безразлична. Если мы чуть-чуть внимательнее посмотрим на эту притчу, то мы увидим, что здесь вера предполагается, и она предполагается так же и у тех, кто будет осужден.

Конечно, мы, как православные люди, должны понимать, что наше правоверие — если еще это на самом деле так — не дает гарантии спасения. Есть некоторые современные христианские конфессии, которые считают, что если ты «принял Христа в свое сердце», если ты правильно веруешь, то ты уже спасен. Есть даже люди, считающие себя православными, которые тоже так считают, — что если они или кто-то другой верует православно, то, значит, он спасен.

Нет, совершенно не об этом говорит Господь. И в частности притча, которую мы сегодня слышали, показывает, что это не так. Эти люди знали Господа, они в Него верили, когда жили, стремились как-то с Ним не поссориться, и точно бы Ему оказали все эти житейские дела, но получилось иначе. Поэтому не будем думать, что можно  быть без веры, и не будем думать, что можно быть без дел. А будем стараться и того, и другого не оставлять.

Аминь.

епископ Григорий