Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святой преподобной Кассии Константинопольской. Почитание ее видимо когда-то у кого-то было, но до ХХ века особых следов ее истового почитания, как, например, в нашем приходе, не наблюдается. Но это не значит, что она была непризнанной святой – ее знали, этому есть доказательства.  Жила она в начале IX века.

Если взять ее биографию и сравнить с тем, что считается нормальным занятием для христианина по стандартам XIX века, а особенно для женщины, то, конечно, получится все как-то ненормально. Но на самом деле святые должны себя вести не по стандартам – потому они и святые. Если что-то расходится со стандартами, то тогда виноваты стандарты.

Святая Кассия писала  богослужебные стихи. Кто ее на это благословил, интересно? Где она получала гонорары за свои поэтические труды? Я думаю, что только в Царствии Небесном, потому что где благословили, там и гонорары, а никакая земная церковная власть этого не делала.

Можно было просто написать какие-то богослужебные тексты для своего собственного монастыря, для своей собственной общины, что и мы, собственно, тоже делаем. А что это за тексты? Она написала богослужебные песнопения, которые стали известны во всем христианском мире, например, стихира на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста…» – это все знают. И еще она дописывала канон на Великую субботу, который тоже отчасти сохранился в богослужении.

Постепенно распространились песнопения, написанные для одной единственной общины, не просто  на другие общины, а вообще по всей Церкви. Писала она, конечно, много разных произведений, а сохранилось в основном то, что было широко распространено. Я сейчас говорю о богослужебной поэзии.

Но, кроме того, она писала и просто стихи, которые не предназначались для богослужения и, как всякие стихи, просто переписывались любителями в книжки, и некоторые из них тоже сохранились до нашего времени. Конечно, мы мало что знаем из ее биографии достоверного, а недостоверного мы теперь знаем очень много, потому что появились желающие об этом написать, но кое-что мы знаем и достоверно. Я думаю, что можно сделать такой вывод из этой биографии, если коротко: если хочешь быть православным – будь им. Не жди, когда тебя кто-то благословит, объяснит тебе как жить и так далее.

Конечно, хорошо, если рядом есть кто-то такой, которому можно доверять, который сам что-то знает и который что-нибудь объяснит. Но не только в наше время, но и в любое, в том числе и в IX веке, как правило, таких людей поблизости не было, которые бы желали жить православно и уже приобрели в этом опыт. Чтобы такого человека найти, надо было самому пройти определенный жизненный путь, и то это не всегда удавалось. А что было всегда – и в то время, и в наше?

Было и есть просто желание быть христианином, жить по-христиански, желание молиться, примеры святых, Евангелие. Не надо спрашивать чьего-то разрешения. Надо получить разрешение Божие. А оно уже дано всем давно. И вот надо делать дальше то, что Бог говорит. Надо приниматься за христианскую жизнь, не поддаваться общественному давлению, — например, давлению, чтобы обязательно выходить замуж.

Даже в нашем эмансипированном обществе большое психологическое давление направлено на то, что надо создавать семью и жениться. А если человек хочет в молодом возрасте жить так, чтобы только с Богом и трудами какими-то, то есть работой, выражаясь по-современному, — то его в этом никто не поддерживает, а, наоборот, на него давят.

Надо спокойно не поддаваться такому давлению. Потом найдется кто-то, кто пострижет в монашество, если в этом будет нужда. А может, и не найдется. Это совершенно необязательно. Главное жить так, как считаешь нужным, но православно. Что касается занятий – хорошо, если есть талант писать что-то и для богослужения, как это делала Кассия, потому что новые песнопения, новые богослужебные тексты всегда нужны, для этого есть разные поводы – появляются новые святые, появляются новые общественные запросы на другие виды богослужебной поэзии. Никто это не запрещает, это все хорошо.

Не надо думать, что в Церкви все делается по указанию епископов. По указанию епископов делается как раз очень мало — только самое необходимое, что должно делаться; например, пресекается какое-то совсем уж большое зло по указанию епископов. Все остальное христиане должны делать в порядке собственной самоорганизации, организации самих себя и каких-то просто небольших групп, которые друг другу помогают.

Вот о чем можно задуматься, вспоминая то, что нам известно о Кассии. Я говорю не о житии сейчас, потому что житие нам все-таки неизвестно, а о тех разрозненных фактах, которые до нас дошли. Аминь.