Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Св. Ольга дает нам пример упования на Бога. Надо прежде всего думать о собственном спасении, а если оно будет успешным, то и другие вокруг нас спасутся.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святой равноапостольной княгини Ольги, которая не дожила до Крещения Руси, но она недаром называется равноапостольной, потому что без нее Крещение Руси, может быть, еще долго не состоялось бы, или, по крайней мере, все было бы гораздо труднее. Хотя при ней на Руси была всего одна небольшая община христиан, куда вошла и она после своего крещения, и казалось, что языческое море, которым тогда была Русь, никогда никуда не денется, однако все произошло иначе.

И для нашего времени здесь есть, может быть, особенный пример упования на Господа в том, что касается самого главного. Потому что — что при своей жизни увидела святая Ольга? Что она увидела хорошего в отношении христианства? Конечно, она видела, что государство более или менее управляется, — и сама она этим занималась, и сын ее этим занимался. Но при этом сын ее Святослав был и оставался язычником, весьма нечестивым, и, конечно, по-христиански ничем не мог ее порадовать. А то, что византийские авторы писали о Святославе, — это просто кошмар. Конечно, они писали предубежденно, потому что он воевал с Византией, но наверняка в основе своей сведения правдивы, т.е. ничего особенно хорошего о нем сказать было нельзя и с христианской точки зрения. Святая Ольга видела своего внука и могла влиять на его воспитание, но он все равно был язычником, и во время земной жизни Ольги никакого просвета в этом отношении она не увидела. Но оказалось, что именно этот ее внук крестится сам и совершит крещение Руси. То есть при жизни она не застала ничего из того, чего ей хотелось бы для своих потомков и для народа, который был вверен ее управлению, для своего народа, хотя по крови, как мы знаем, она была не русская, и само имя ее не русское, а варяжское и означает “святая” — Хельга. Но она не смущалась ничем и делала то, то должна была делать, и оказалось, что все пришло, хотя увидеть она это смогла, находясь по ту сторону от земной жизни.

А что надо было ей делать? Надо было прежде всего думать о спасении собственной души. То есть прежде всего надо было думать не о том, как крестить Русь или как сделать христианами хотя бы своих ближайших родственников, а о том, как стать христианкой самой. И она ради этого приняла крещение, но на этом не остановилась, как многие сейчас останавливаются на том, что крестятся, а дальше живут, как жили. Святая Ольга продолжала после крещения думать о том, как жить по-христиански, как наладить христианскую жизнь у себя в Киеве, — и хоть и для небольшой общины христиан, она это сделала. И оказалось, что в этом было все самое главное не только для ее личного спасения, но и для спасения всей Руси, для будущего Крещения Руси. Другое дело, что эти плоды созрели не столь скоро, и Ольга их в своей земной жизни увидеть не смогла.

И вот, так же и мы должны, каждый на своем месте, понимать, что, независимо от того, что будет с нашими родственниками, независимо от того, что творится вокруг нас, каждый из нас призван к спасению своей собственной души, и для этого у нас есть все возможности. Какие у нас возможности будут для того, чтобы помочь спасению других людей, этого мы заранее знать не можем. Но понятно, что все они, если и будут, то только через наше собственное спасение, потому что мимо спасения своей собственной души мы не можем помочь, по крайней мере сознательно, спасению кого бы то ни было другого. И поэтому надо стараться иметь попечение о своей собственной душе, понимая, что во всех смыслах слова, как сказал святой Серафим Саровский, если мы сами стяжем внутренний мир в своей душе, стяжем дух мирен, то тогда вокруг нас спасутся тысячи. Аминь.