Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Фарисеи не приняли Христа, потому что ждали такого Мессию, который будет только человеком, но не Богом. Если нарушить главные заповеди, нарушаются все остальные. Только возлюбив прежде всего Бога, можно правильно любить ближних, а иначе будет человекоугодие. Чтобы поступать правильно в отношении ближних, надо все время взирать на одного Бога и стяжать внутреннюю тишину.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в евангельском чтении рассказ о том, как некий законник, некто от фарисеев, приступил к Иисусу и спросил Его, какие заповеди в Законе самые главные, — как будто бы он сам этого не знал. Конечно, он это знал и, скорее, именно хотел проверить Его. И Иисус сказал то, что знал сам этот законник: первая заповедь — “возлюби Господа Бога своего”, а вторая — “возлюби ближнего твоего, яко сам себе”. И дальше Он добавил, что на этих двух заповедях основаны и Закон, и пророки, т.е. все Священное Писание основано на этих двух заповедях, из которых выводится все остальное. И дальше Господь показал собравшимся фарисеям и другим бывшим там людям, что они этих заповедей не знают и тем более не исполняют.

“Что вы думаете о Христе? — спросил Он. — Чьим Он сыном будет?” И они дали тот ответ, который был правильным и который ожидался, — что Он будет сыном Давидовым. Потому что такие пророчества были, фарисеи их знали, вспомнили и воспроизвели. Но тогда Господь спросил их, почему же Давид в псалме называет Его Господом, — потому что в одном из псалмов Давид действительно говорит: “Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене”, — т.е. это действительно Мессианский псалом, где Давид говорит от первого лица, что Мессия — его Господь. И как же так? Ведь если Мессия — его сын, то Он не может быть его Господом. И вот, Христос спрашивает у фарисеев: “Как вы это объясняете?” — а они это никак не объясняют. И после этого фарисеи стали еще больше питать злобы ко Христу. А объясняется это, конечно, тем, что хотя действительно по человечеству Мессия — сын Давидов, и правы были фарисеи, которые вспомнили эти пророчества, — но в то же время Он является Сыном Божиим и Богом, и об этом тоже были пророчества, особенно в книге пророка Даниила об этом ясно говорилось. Поэтому фарисеи, которые ждали просто какого-то великого человека, отверглись Бога. Хотя они спрашивали у Христа о первой заповеди — возлюбить Бога, — но сами они Бога отвергали, потому что ждали Мессию, который не будет Богом, хотя были пророчества, в том числе тех пророков, которых признавали и фарисеи, о том, что Он будет Богом. А это в дальнейшем привело к человеконенавистничеству. Потому что если мы вспомним, что дальше было — а особенно сейчас, в попразднство Воздвижения Креста, нам это предлагается вспомнить, — то мы увидим, что они действительно Мессию распяли. Они распяли Его как человека, и поэтому их отказ признать Его Богом, их богоборчество обернулось человекоубийством. И действительно, оказывается, что если нарушить главные заповеди, то нарушаются все остальные, что и произошло с фарисеями и законниками, которые убили Господа Иисуса Христа. И поэтому говорит апостол Иаков, что “без веры невозможно угодить Богу”.

Мы часто встречаем людей, которые неверующие, но очень хорошие и с точки зрения окружающих людей, и часто даже и с нашей точки зрения. Может быть, это действительно так и есть. Но одно дело — те качества, может быть, действительно хорошие, по которым человека оценивают другие люди, а другое дело — те качества, по которым оценивает Бог. Потому что если мы исполняем то, о чем Господь Иисус Христос сказал фарисеям — т.е. сначала возлюбить Бога, а потом возлюбить ближнего, — то тогда у нас любовь к ближнему будет, но она будет другой, она будет следовать из любви Бога. Мы просто будем потихоньку, по мере того, как будем сами узнавать Бога, будем усваивать то расположение к нашим ближним, которое имеет к ним Бог. Пусть даже мы целиком его и не усвоим, но мы хотя бы будем хоть как-то к этому приближаться. И это действительно для нас спасительно, а также это спасительно и для ближних. Но если наша цель другая — просто угодить ближним, чтобы им было приятно, — то тогда нам совершенно не обязательно быть к ним расположенными так, как расположен к ним Бог, тем более что иногда, если мы будем, так сказать, ближе к Богу, чем к ближним, то это будет вызывать у них обиду. Но если мы просто хотим угождать людям, и об этом псалмопевец говорит такими словами: “яко Господь рассыпа кости человекоугодников”. Это, конечно, имеет не буквальный смысл, потому что человекоугодники могут жить долго, и кости их будут в целости и сохранности, но это имеет смысл вечной смерти, которой предаются те, кто в своей жизни хочет угождать людям.

И вот, поэтому надо понимать, что так называемый гуманизм, который ставит своей целью служение людям и человека ставит впереди всего (особенно это стало модным, начиная с эпохи Возрождения), — это, конечно, путь в ад. И конечно, человека это ведет не к чему-то хорошему, а к вечной гибели, и уже здесь на земле — к разложению человеческого рода. Потому что эпоха Возрождения и последующая европейская цивилизация, провозгласившая культ человека, дошла до таких степеней человекоубийства, не говоря о прочих извращениях, до которых никогда не доходил древний мир, даже в самые развращенные свои периоды. Потому что именно после Возрождения изобрели все это оружие массового уничтожения и стали считать более-менее нормальными всякие извращенные формы разврата и тому подобные вещи, еще больше, чем это было даже в древнеримской империи. Поэтому гуманизм — это всегда обман, обман и как учение, которое противостоит христианству (хотя некоторые, по безумию своему, считают, что христианство это гуманизм), обман и тогда, когда мы на личном уровне стараемся угождать людям. Мы должны стараться всем сделать хорошо или, по крайней мере, стараться, чтобы от нас никому не было зла; это все важно, но тут должна быть другая мотивация. Мотивация должна быть та, что мы хотим угодить Богу, мы хотим исполнять заповеди, — вот тогда действительно мы будем понимать, что добро, а что зло, к чему нам надо стремиться в отношениях с другими людьми, а чего избегать.

А если мы хотим держаться заповедей, то тогда мы должны помнить, что имеем перед собой только Бога и только перед Ним несем ответственность, только Его мы рабы, и только Его повеления для нас обязательны; без их исполнения мы просто не можем жить. И вот, есть Бог, и больше никого нет. Только перед Богом ты отвечаешь, только Его заповеди надо слушать. И вот, если все время помнить об этом, даже когда тебя окружает толпа людей, то ты в толпе людей не потеряешься, и Господь вразумит тебя, как нужно поступать в отношении к каждому человеку. Если же об этом занимать, если все время думать какие-то посторонние мысли и решать бесконечные проблемы, то получится так, что мы — в толпе, и хотя Господь нам все равно пытается подсказать, как поступить, но вокруг и внутри нас такой шум, что мы просто не в состоянии услышать ничего из того, что Господь нам подсказывает, и поэтому мы предоставлены своим и чужим заблуждениям, которые тоже делаются нашими. И тогда уж точно ничего хорошего не будет. Поэтому самое главное — надо стяжать некоторую внутреннюю тишину.

Мы говорим, что надо все время молиться и иметь память Божию. Это так, и в частности, это означает, что надо все время помнить, что ты с Богом один на один — всегда, и тогда, когда тебя окружает толпа людей, и когда никто не окружает. И только в отношениях с Богом мы можем иметь реальные координаты, по которым можно направлять свою жизнь, в том числе — как направить свое поведение по отношению к другим людям. Если же об этом забыть, то никакие заповеди мы исполнить дальше уже не сможем и воли Божией никогда не узнаем; мы будем носиться даже не по воле окружающих нас людей, а просто по воле бесов, и понятно, куда тогда нас приведет наше плавание. Поэтому Господь да подаст нам исполнять две первые заповеди в Законе, а особенно первую — о любви к Богу, потому что “без веры невозможно угодить Богу”. Аминь.