Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Необходимо единство со всем христианским миром, поэтому совершается литургия матери Церквей – Церкви Святого Сиона; Иерусалим переносится туда, куда переносится христианство; только в V веке появилось причащение мирян лжицей, а священники и диаконы до сих пор причащаются раздельно хлебом и вином – Телом и Кровью; благодаря литургии апостола Иакова и миряне лучше понимают, что они причащаются Тела и Крови Христовой; мы должны стараться жить в соответствии с тем, какую Святыню мы принимаем во время причастия.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня вместо обычной литургии Иоанна Златоуста мы отслужили литургию апостола Иакова, которая всегда совершается в нашем храме во дни его памяти. К сожалению, в сам день апостола Иакова, по некоторым обстоятельствам, мы не сможем совершить богослужение, и поэтому мы перенесли его на ближайшее воскресенье, то есть на сегодня.

Зачем вообще нужно поддерживать древний обычай служить литургию Иакова? Затем, что это литургия Иерусалимского патриархата, который по отношению ко всем остальным церквам христианского мира является Матерью Церквей, Сионом святым. Именно от Святого Сиона идет всеобщее родство христиан друг с другом.

Поэтому, чтобы было у нас единство со всем христианским миром, и самое главное, чтобы мы не забывали свою связь с Иерусалимом, мы, подобно некоторым другим церквам, сохраняем древний обычай служения Иерусалимской литургии в день памяти основателя Иерусалимского патриархата — апостола Иакова, брата Господня.

В молитвах сегодняшнего богослужения была специальная молитва “о святых местах”, то есть о Святой Земле с христианскими святынями, и, самое главное, молитва о Матери Церквей – Святом Сионе. От нее пошли по всей вселенной все Церкви, которые только существуют, и если мы сами хотим быть в православной Церкви, значит, мы тоже от этой Матери и должны за нее молиться.

Мы должны помнить, что Иерусалим переносится туда, куда переносится христианство – всюду у нас Иерусалим. Но это не значит, что мы должны забывать о том Иерусалиме. Как раз наоборот:мы должны о нем помнить, и сегодняшняя литургия – такое напоминание. Эта литургия содержит древние христианские прошения о тех, кто находится в мучениях за исповедание православной веры. В литургии Василия Великого такие прошения тоже есть, но в сегодняшней их немного больше.

В наши тяжелые времена мы должны понимать, что это все актуально. Конечно, сейчас нет уже таких гонений, как были в III и IV веках, но сейчас тоже бывают притеснения и гонения, в том числе и такие, что православных христиан убивают. Иногда это бывает и сейчас в нашей стране, мы сами в нашем приходе прекрасно помним о судьбе нашего первого настоятеля мученика о. Александра.

Будем стараться соблюдать, поскольку есть унас такая возможность, те обычаи, которые специально существуют для того, чтобы напоминать нам о единстве Церкви, чтобы осуществлять это единство, все время обновлять его перед нами. Служение древней литургии апостола Иакова – один из таких обычаев. Поэтому мы стараемся от него не отступать, не осовремениваем службу, а служим по древнему чину со многими элементами, которые были в IV и V веках.

Только в V веке появилось причащение мирян лжицей, а священники и диаконы, как многие, наверное, знают, до сих пор причащаются раздельно хлебом и вином – Телом и Кровью. Для мирян введена лжица, потому что это намного удобнее и быстрее, и это тоже, наверное, сейчас можно было заметить по длительности сегодняшнего причащения мирян. Но литургия Иакова теперь совершается не каждое воскресенье, поэтому мы можем себе позволить послужить и причащать мирян немного подольше.

Благодаря такой литургии, наверное, и миряне лучше понимают, что они причащаются Тела и Крови Христовой. Когда все подается на лжице, то это, конечно, удобнее и быстрее, но зато можно привыкнуть и забыть или даже с самого начала толком не разобраться, чего же мы там причащаемся. Поэтому такие напоминания очень и очень полезны.

Когда причастие подается в руки, это повторяет изображения на фресках и мозаиках, которые сохранились в алтарях многих древних церквей. Когда Христос причащает апостолов, то Он дважды изображается: в одну сторону Он наклоняется с чашей, а в другую с дискосом. Апостолы тоже изображены одни и те же с двух сторон.

Так человек сам может вспомнить, но это, конечно, никогда нельзя забывать, что он сам принимает Святые Дары. Человек должен понимать, какую Святыню он принимает, сделав именно сознательный выбор — принимать или не принимать, — и, если уж принимает, жить соответственно этому причастию.

Поэтому будем стараться быть с древней Церковью, потому что только тогда мы будем в Церкви новой, потому что Церковь одна – и древняя, и новая.

Аминь.