Иоанн Предтеча — последний и самый великий из пророков; во время крещения Христа у Иоанна Предтечи впервые открылось, что Христос — Бог; Господь говорит заранее и многократно, что Он что-то собирается сделать, чтобы мы поняли, когда Он это сделает; все что делал Господь для спасения человеческого рода, Он делает и в жизни каждого из нас; постепенно мы осознаем происходящие с нами события как промысел Божий и понимаем, что наша жизнь невозможна без Церкви; нужно стараться, чтобы не наш внутренний мир нами управлял, а мы им и по воле Божией; скорби полезны, потому что только в скорбях мы задумываемся о своей внутренней жизни; побыть наедине с самим собой — способ узнать, что сказать на исповеди; нужно стараться в своей жизни не пропустить гласа Божия.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем Рождество Иоанна Предтечи. Мы помним из Евангелия, что это последний из пророков и самый великий из пророков, который непосредственно уже указал на Христа, а не просто указал, что придет божественный Мессия.
Но за привычностью того, что мы знаем о Иоанне Предтече, а мы все время о нем вспоминаем в богослужениях самых разных дней и читая Евангелия, мы забываем самое главное — понимание того, зачем вообще было нужно ему прийти. Разве не сказано было прежними пророками все то, что сказал он? По сути дела было сказано.
Можно вспомнить, конечно, что тогда не было крещения покаянием, оно появилось недавно, в то же время, когда и Иоанн Предтеча, может чуть раньше. Оно, возможно, не было таким совершенно необходимым. Самое главное его значение для нас – что именно тогда открылось, что Христос — Господь. Почему Он пришел именно к Иоанну Предтече? Именно во время крещения покаянием, которое Он принимал от Иоанна Предтечи, открылось впервые, что Он — Бог, и Иоанн прямо на это указал.
Потому что Господь не просто говорит заранее, что Он что-то сделает, а Он говорит об этом заранее очень много раз. Чтобы когда Он действительно это сделает, мы действительно, если хотим — то поняли, а если не поняли — то только лишь потому, что не хотели понять. Даже когда читается какая-нибудь лекция, когда надо просто донести до человека какую-нибудь мысль, которую он прежде не знал, то есть такое правило, что сначала надо сказать о том, о чем ты будешь говорить, потом сказать то, что ты хотел, а потом, уже в третий раз, сказать, о чем ты сказал. Тогда можно рассчитывать на какое-то запоминание, а если этого не делать, то тогда, скорее всего, все разговоры будут впустую.
Но Господь, через Своих пророков не ограничивался лишь тремя объяснениями. Таких объяснений были десятки, сотни и тысячи. И одних только пророков в Ветхом Завете было очень много, которые заранее сказали о том, о чем скажет Господь, когда Он придет. Потом Сам Христос говорил все много раз. И после того, как Он был распят и воскрес и вознесся, Святые Отцы и Церковь постоянно нам это повторяют.
И, когда наконец пришел Христос, то должен был быть кто-то от пророков, кто указывает на Него как на исполнение всех прежних пророчеств.Для этого и нужно было завершение пророчеств, чтобы показать, что они завершаются теперь, когда они исполняются, когда, наконец, Господь пришел. И потому был послан новый пророк, он был более великий, чем все остальные, которые приходили раньше, и он показал на Господа и объяснил все это. Вот такое догматическое значение пришествия Предтечи прежде, чем пришел в мир Господь.
Но, помимо того, что так было в человеческой истории, так постоянно получается и в жизни каждого из нас, потому что есть такое правило и оно никогда не подводит, что в жизни каждого из нас повторяется человеческая история. Все, что там делал Господь для спасения человеческого рода, то Он по-своему делает в жизни каждого из нас — хотя жизнь каждого из нас разная, и нет ни одного человека, у которого жизнь такая же, как у другого. Пусть даже много и сходства между разными типами людей, но все же у каждого что-то свое. И через это у каждого свое Господь открывает то, что нужно этому человеку для спасения.
И вот так же мы бываем наставляемы к тому, что полезно для нашего спасения, прежде всего из жизни. Нам кажется сначала, что это не Глас Божий, а просто какие-то жизненные обстоятельства, которые подталкивают нас к тому, чтобы оградиться от греха и сотворить благо. Конечно, сначала это все касается просто каких-то человеческих и житейских вещей. Но бывает так, что мы чувствуем, что как будто нас жизнь наказывает за то, что мы сделали что-то плохое. Мы лишаемся каких-то способностей, каких-то возможностей в жизни, которые употребили бы на что-то не ведущее к спасению нашей души: на какие-то безумные развлечения, на какие-нибудь стяжания, или материальные или социальные (в смысле места в обществе), которые тоже бы не служили укреплению в нас веры.
И через это, если мы вразумляемся, то мы начинаем думать, что есть какой-то промысел Божий о нас, и мы начинаем стараться узнавать волю Божию. Тогда мы уже перестаем перестаем быть такими слепыми крысами, которых обучают чему-то хорошему давая еду, ачего делать нельзя — ударами тока. Постепенно мы становимся не такими слепыми крысами из экспериментов, а может быть слепыми, но прозревающими постепенно котятами.
Тогда мы начинаем думать о промысле Божием и начинаем уже сознательно понимать, что ведет в нашей жизни ко благу, а что приведет к чему-то плохому. И по мере этого мы постепенно должны осознать, что наша жизнь невозможна без Церкви. Потому что если Христос пришел и сказал, что все должны к Нему прийти, и сказал, как это сделать, что это будет через Церковь, через Тайную Вечерю, это все написано в Евангелии. Значит, не может быть, что это все было просто так сказано. И также не может быть, что это просто какая-то метафора. Значит нужно понять, что конкретно значили и значат для нас сейчас эти слова, и стараться их исполнять.
Итак, мы приходим к пониманию того, что мы должны быть в церкви, и тогда у нас начинаются другие сложности, но их тоже надо преодолевать, чтобы узнать, где эта церковь, какая церковь истинная, вот только тогда это становится актуальным. Потому что, если мы приходим в церковь просто поставить свечки, то тогда совершенно все равно, в какую церковь мы приходим. Господь наше намерение и что в нем было плохого, увидит, в любом случае. А приобщение к настоящей христианской жизни мы через такое посещение церкви не получим, тоже в любом случае, даже если придем в истинную церковь.
Но постепенно мы должны восходить к чему-то большему, вот именно к этому. И наконец мы начинаем по-другому смотреть на свою повседневную жизнь, на свою внутреннюю жизнь, которая с нами всегда. Потому что, если те или иные повседневные дела с нами иногда бывают, а иногда не бывают, потому что мы занимаемся разными делами даже в течение одних суток, то внутренний наш мир никуда не девается. Нам может казаться, что он куда-то делся, потому что мы можем от него отвлекаться и о нем забывать, и в этом нет ничего хорошего. Потому что он все равно никуда не девается и продолжает нами управлять, но если мы его не осознаем, о нем забываем, то это управление создает нам только хаос, потому что он нами управляет помимо нашего сознания и ведет туда, куда мы не хотим. А если о нем не забывать и стараться чтобы не он (внутренний мир) нами управлял, а мы им управляли, но по воле Божией, то тогда это постоянная работа, от которой никогда не бывает каникул. Мы все время должны представлять себя воле Божией, предаваться промыслу Божьему и молиться только об одном — чтобы была воля Божия в нас. Кратко это формулируется словами: “Господи, помилуй”.
И тогда мы начинаем понимать, если мы так расположимся, почему нам полезны скорби. Потому что мы понимаем, что только когда у нас скорби мы и сами начинаем задумываться о своей собственной внутренней жизни, иначе нам гораздо легче от нее отвлечься.
Не все, конечно, отвлекаются от нее так радикально, чтобы стать наркоманами или алкоголиками. Это радикальный способ отвлечься от своей внутренней жизни. В основном люди именно потому становятся наркоманами и алкоголиками, что они не переносят сами себя, им хочется уйти от себя куда-то в другое место, а с собой жить невыносимо.
Но кто так не называется в обществе, тот, по сути, все равно может быть наркоманом или алкоголиком, хотя с точки зрения светской это может быть и не так. Если нам необходимо все время иметь какой-то непонятный шум в голове, нам необходимо общаться непонятно с кем или часами говорить по телефону о совершенно пустых предметах, мы не можем переносить тишину и включаем радио, чтобы только что-то звучало, — то это потому, что внутри у нас ничего не звучит, мы не можем внутри молиться, нам не о чем подумать, нам хочется отвлечься от нашей работы, то, конечно, все это говорит о нашей внутренней пустоте, которую мы хотим заполнить чем попало.
Кстати, очень верный признак — если человек не переносит тишину, ему необходимо чтобы работало радио или телевизор, который он даже не смотрит, просто нужно чтобы что-то звучало, — это уже признак, конечно, духовной ненормальности. И если кто-то в этом может быть, уже застарел, то сразу от этого отказаться будет, видимо, невозможно, но, по крайней мере, надо понимать, что с этим нужно что-то делать, как-то это разумно ограничивать. И смотреть, наблюдать, что со мной бывает, если моя пустота не заполняется. Потому что тогда как раз вылезают мои грехи, которые мне становятся видны. И мне становится понятно, о чем говорить следующий раз на исповеди.
Один из способов понять, какие у меня грехи — это дать себе побыть наедине с самим собой. То есть не отвлекаться ни в алкоголь или наркотики, ни даже на телевизор или пустые разговоры по телефону и в личном общении.
И вот, для того, чтобы все это услышать, чтобы услышать Того, кто к нам обращается, надо слушать. И Господь, конечно, хочет, чтобы мы его слушали внимательно. Но мы Его не слушаем внимательно. А так как мы его не слушаем, а Он все равно хочет, чтобы мы его услышали — Он пытается до нас достучаться самыми разными способами. И вот, Иоанн Предтеча как раз и был такой человек, который пытался достучаться всеми возможными способами до людей, поэтому он ходил, обличал, призывал.
А Господь уже после него гораздо меньше ходил, гораздо меньше обличал и гораздо меньше призывал. Но тем, кто за Ним пошел, Он открыл то, что не мог открыть даже сам Иоанн Предтеча своим ученикам, недаром некоторые из его учеников потом перешли ко Христу и стали апостолами.
Поэтому, будем помнить о догматическом смысле сегодняшнего праздника и будем помнить о его аскетическом смысле, то есть о том, что касается каждого из нас. О том, как нам в своей собственной жизни не пропустить гласа Божия, который постоянно к нам обращается. Аминь.