Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня последний день Пасхи, хотя, строго говоря, пасхальный период продолжается включительно до Троицы, поэтому не делаются поклоны, и вся служба такая праздничная, — но, в узком смысле слова, Пасха заканчивается сегодня. И в эту среду – отдания Пасхи – мы следуем не общепринятому, но распространенному обычаю служить так, как служим на Светлой седмице, то есть сегодня служили так, как служили в среду на Светлой седмице. Зачем это нужно?

Кто сегодня сам служил дома хотя бы обедницу, тот представляет это лучше, ему не стоит объяснять. Но я  знаю, что многие не смогли сегодня послужить дома, но какие-то воспоминания, какие-то молитвы можно принести в сегодняшний день – на это все способны. А зачем нам надо вот так прощаться с пасхальными богослужениями? Затем, что каждый праздник, а особенно самый главный церковный праздник Пасха, нужен не для того, чтобы попраздновать и перестать, как это бывает в миру. А нужно праздновать так, чтоб это стало нашим внутренним празднованием.

Вообще, христианский принцип в том, что, когда ты что-то делаешь, что-то собираешься делать, куда-то идешь – сразу думать о том, что ты из этого вынесешь, с чем ты придешь, что у тебя останется после этого. Если что-то ценное, тогда надо туда идти. Конечно, если говорить о христианских праздниках, особенно о главном из них, то понятно, что там есть что-то ценное, даже если мы не понимаем. Это ценное – то, что нам нужно унести с собой.

Нельзя жить по-христиански в течение всего года, если не иметь внутри себя этой пасхальной радости, пасхального празднования. И Великий пост, и скорбные всякие дни нельзя перенести, не имея этой внутренней пасхальной радости. Для этого такие продолжительные у нас праздники. Нас спрашивают, почему у нас в Церкви так много праздников? Вот для этого и много, чтобы нам легче было ими начинать жить внутренне.

Вот сегодня такой особенный день, когда мы должны особенно позаботиться о том, чтобы наша Пасха стала нашим внутренним праздником. А как это бывает? Очень просто – если есть память Божия, то и будет праздник. Царь Давид говорит: помянух Бога и возвеселихся. Потому что невозможно не возвеселиться при воспоминании Бога, даже если это воспоминание о твоих грехах.

Грехи – это то, что плохо перед Богом. В них ничего хорошего нет, веселиться нечему. Но когда мы вспоминаем о грехах перед Богом, то тогда мы сразу вспоминаем и о том, как очиститься от них, и именно в этот момент и начинаем очищаться уже — Бог нас от них избавляет, сами мы никогда от них не избавимся. Поэтому если даже есть какая-то трудность, благодаря которой мы вздыхаем и вспоминаем Бога, то мы тут же вспоминаем и врачевство, которое все это исправляет.

Поэтому вспоминание о Боге – это всегда праздник. А праздник в христианском смысле слова – это всегда воспоминание о Боге.

Христос Воскресе!

епископ Григорий (Лурье)