Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангелии поучение Христа, которое многим вроде бы памятно, и многие его понимают, и нельзя даже сказать, что неправильно его понимают. Правильно понимают, но бывает, что оно все равно сильно искажается.

Эта история о том, как некий юноша приступил к Иисусу Христу и спросил, что самое главное в Законе Моисеевом?

Но Он ему ответил в общих словах, а тот это сам знал и соблюдал: возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего как сам себя. «На сию обою заповедию весь закон и пророцы висят», — то есть основано все, что есть большее и главное в Законе.

Возлюбить Бога и возлюбить ближнего — все остальное отсюда следует. Но дальше есть продолжение, которое мы тоже сегодня читали. Многие его помнят, но не понимают, зачем оно было сказано. Дальше Христос сам спрашивает у тех, кто спрашивал Его: чей Сын должен быть Христос? — Давидов, — они правильно ответили, так было написано в Законе (точнее говоря, у пророков). Тогда Он им задал Свой главный вопрос: почему тогда Давид в псалме называет Его своим Господом — «рече Господь Господеви моему»?

Какой это Господь еще? Получается, что если сын, то тогда не Господь, а если Господь, то тогда уже и не сын. Конечно, ответ такой: Сын, но не только Сын, а когда Господь, то тогда не сын. И тут надо было признать божественность Мессии, а фарисеи не верили, что Мессия будет Бог, хотя были, конечно, другие иудеи, которые именно так и веровали. Вот то и другое мы можем понять, зачем это сказано, но почему это сказано подряд, какая связь между эпизодами? Для евангелиста тут прямая связь, он подчеркивает, что одно следует из другого, и это именно внутренняя связь.

А именно, вопрос о том, как правильно возлюбить Бога, Кто Такой Бог. Сказано, что надо возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Чтобы возлюбить Бога, надо какое-то представление иметь о Боге. Кто такой Бог? И следующий вопрос: а кто такой Мессия? Христос по-гречески — это то же самое, что «мессия» по-еврейски. Кто это такой, как его определить?

И вот Он обличил тех, кто задавал вопрос, что вы интересуетесь Законом, но не хотите знать Бога, не хотите знать того, что Мессия, которого вы ждете — это не просто какой-то посланник Божий, а Бог, который Сам в Себе стал посланником. Он послал Своего Сына, то есть Самого Себя.

Вот сейчас многие люди говорят, что в христианстве самое главное любовь. Правильно они говорят или нет? Они говорят правильно, но если спросить, что они вкладывают в эти слова, то, конечно, они говорят неправильно. Под этой любовью они подразумевают что угодно, с разными вариантами, только не то, что говорится в Евангелии. А в Евангелии напоминается, что, как сказано в Ветхом Завете, что все связано с любовью к Богу, и говорится, что когда уже приходит Мессия — а у нас именно это время, — то Его надо узнать, а не отвергать.

Вот любовь, о которой говорится здесь в Евангелии, бывает только у тех, кто встретил Мессию, кто понимает, кто такой Христос, кто Его не отвергает всякими своими умствованиями. Например, когда говорят, что Иисус — это, конечно, симпатичный человек, и мы с удовольствием о Нем читаем в Евангелии, Он нас вдохновляет, но мы отказываемся признавать, что это Бог. Хорошо, что они признают, что это человек — это тоже правильно, — но отказ признавать Его Богом означает, что Христос отвергается, как это делали и те люди, к которым Христос обратился со своим вопросом, а они не хотели сказать, почему Давид называет Его своим Господом, если Он его сын.

Сейчас очень многие люди приходят в Церковь и становятся христианами при каких-то очень случайных обстоятельствах. Но по земной их жизни эти обстоятельства могут быть очень неслучайны. Например, мы все выросли в христианской культуре, мы читаем приличные книжки как интеллигентные люди, авторы приличных книжек называют себя христианами, и поэтому мы тоже так хотим.

То есть тут культурное и социальное давление побуждает очень многих людей назвать себя христианами. Особенно, когда у них что-нибудь заболит, и они встают перед вопросом «куды бечь?», и готов ответ: бежать надо в христианство. Конечно, это либо все равно какое-то неверие, культурно завуалированное безбожие, возможно, даже с помощью посещений богослужений. Просто магическое отношение к христианству — там сильные молитвы, они помогут.

И вот такой замаскированный в «христианской» культуре атеизм и языческие суеверия прекрасно совмещаются друг с другом, хотя также выступают и по отдельности. У подавляющего большинства тех, кто называет себя христианином, больше ничего не будет, кроме первого или второго.

Как ни странно, надо все-таки верить во Христа. Казалось бы, тривиальная мысль, что христианин должен верить во Христа, но почему-то об этом как раз забывается. Верить надо так, как Христос Сам о Себе говорит, и как мы слышали сегодня в Евангелии, что Он и человек, и Бог. Верить Ему надо как Царю и Богу. Когда мы совершаем крещение, то там надо говорить: Верую Ему яко Царю и Богу.

А как верить в Христа как в Бога? Это происходит внутри отдельного человека. Каждый в отдельности или спасается, или погибает, и за себя дает ответ. Каждый сам имеет свою веру, никто не может верить за своих близких. Мы можем за них молиться, как-то помогать, в том числе помогать прийти к вере, но верить мы должны сами и не рассчитывать на то, что верующими будут Петя или Вася или наши родители.

Вера должна быть внутри. Сначала должен быть такой диалог с Богом, который у нас называется молитвой. Постепенно мы должны узнавать, что это Иисус Христос, Бог наш. Не просто такой симпатичный человек, а именно — как мы говорим за каждым богослужением — Христос истинный Бог наш. То есть надо признать Его как истинного Бога, к Нему обращаться как к Богу, с Ним жить, и для того, чтобы с Ним жить, приходить в Церковь.

Вот такая должна быть мотивация, и тогда будет у нас жизнь христианская, и гораздо меньше вероятность, хотя она все равно будет, что мы придем в какую-нибудь ложную церковь, а не в истинную. А если придем в ложную, то высока вероятность, что потом исправимся и придем в истинную.

Вот поэтому начинать надо с того, чтобы верить во Христа — верить Ему как Царю и Богу. Обязательно верить как Богу, Который именно Иисус Христос — человек и Бог. Тогда мы будем верить Евангелию, тогда можно говорить о том, что у нас будет какая-то любовь, о которой говорит Христос — не только к Богу, но и к ближним.  И тогда мы действительно хоть в какой-то мере исполним то, что нужно для нашего спасения, к которому Господь нас призвал.

Аминь.

епископ Григорий