Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали одну очень известную, всем знакомую притчу, которую все помнят, но кажется она довольно странной. Это притча о приглашенных на брак из Евангелия от Матфея. Там сказано, что человек сначала пригласил одних, но они отказались. Но вместо того, чтоб на этом все и закончить, он послал к ним опять каких-то слуг, и кого-то из них побили, а кого-то и убили – опять какой-то неадекват. Ну, не хотят идти люди на браки – это их дело, – но зачем так жестоко обходиться с посланцами, даже если они приходят уже не первый раз?

Ну и если кого-то уже убили, то что делать? Война? И  этот человек «убил убийц оных, и град их зажже». То есть спалил их город. Они не понимали разве, с кем связываются, зачем они так обошлись с посланцами? Опять не увязывается сюжет. Но дальше история продолжается. Вместо этих неприличных «приличных» людей, которые отказались от приглашения, стали приглашать просто кого попало.

И опять возникает совершенно непонятная сцена: вдруг кому-то одному предъявляется претензия, что он не в брачной одежде. А как будто все остальные ходили по улицам в брачной одежде и готовились к тому, что их пригласят на пир! С житейской точки зрения, он от них никак не мог отличаться – все они были в какой попало одежде, потому что все они были собраны где попало, и прямо оттуда пришли на пир. Именно об этом просил хозяин пира, и все сделано было, как он хотел, а теперь он почему-то недоволен, и почему-то не всеми, а только одним.

И дальше для этого приглашенного все кончается очень плохо – его выбрасывают во тьму кромешную, запредельную. «Кромешная» происходит от слова «кромка», а там будет плач и скрежет зубов. И на этом заканчивается изложение притчи, но дальше идет резюме: «много званых, но мало избранных». Зваными, но не избранными стали не только те, кто отказался, но и из тех, кто пришел, тоже не все стали избранными.

И критерий непонятен: не избран тот, который пришел, потому что у него была какая-то не та одежда. Но если понимать это буквально, то мы ничего не поймем, потому что одежда у всех была неподходящая. Но с точки зрения того, кто судил, только у одного оказалась не брачной. Это место в Писании, как и многие другие, нам напоминает то, о чем говорил Ориген, приводя совершенно другие примеры из Нового Завета, — что нельзя понять никакой смысл, если понимать написанное буквально.

Вот некоторые протестантские фундаменталисты и подражающие им так называемые православные стараются понимать в Писании все буквально. Но здесь получается, что смысл притчи ускользает. И вообще, как говорит Ориген, Богу надо приписать семь глаз, семь рук и семь ног – в Библии же есть антроморфизм, который тоже можно понять буквально, если заходить далеко.

Вообще настаивание на буквальном понимании смысла, по словам Максима Исповедника, приведет к тому, что мы уподобимся иудеям, которые убивают Христа, живущего за буквой Писания, потому что так делали иудеи в некоторых случаях, хотя древняя иудейская экзегетика была другой – она была как раз такой, как в Новом Завете. А оставляя Писание только при букве, мы убиваем Того, кто живет за буквой – Христа.

В нашей притче все сделано нарочито, так, чтобы получился  театр абсурда, потому что все действующие лица притчи ведут себя достаточно абсурдно. Театр абсурда существует не для того, чтобы было смешно, но там все время происходят события, которые не объясняются обычным поведением людей и законами природы – ровно так, как у нас в этой притче: почему именно ты одет не в брачную одежду, почему не все остальные?

И если мы понимаем, что здесь надо искать смысл из какой-то своей внутренней логики и не лезть с обыденной, то тогда у нас появляется шанс понять, о чем здесь вообще говорится, и для чего это все сказано. Конечно, некоторые вещи очевидны – если тебя Господь зовет, а ты не пошел, то все будет плохо. В отличие от какого-то гуманистического пересказа Евангелия, оригинальный текст не гуманистичен. Он не только несовместим с тем, чтобы представлять Бога добрым дедушкой, но он как раз располагает к тому, чтобы представлять Его злым и мстительным.

Еще говорят, что в Ветхом Завете был плохой еврейский Бог, а Иисус Христос совершенно другой. Но тут Он как раз про себя говорит, что убьет всех этих убийц и сожжет их град – это же Христос говорит притчу. Вот что будет с теми, кто отвергает с самого начала призыв Божий. Пока их никто не приглашал, они как-то жили, никто их не трогал, но когда их пригласили, и они ответили так, как ответили, то есть отказом, то это привело вот к таким последствиям.

Конечно, такая буквальная трактовка, что Бог на самом деле такой убийца, сжигающий землю, она тоже, мягко говоря, неполна, но просто здесь речь о том, что люди, которые отвергают Бога сейчас, ставят себя вне Бога. Это и будет то, что называют адскими мучениями, адским пламенем. Адский огонь – это то же самое, что Фаворский свет, только когда он не просвещает человека изнутри, когда тот принял в себя Бога, а действует на него извне, как не принятый. Это называется опалением адского пламени.

Но есть вот такое отвержение, а есть лицемерное согласие. Конечно, тот человек, который пришел на брак, не отказался, как другие, которые были избраны, но не пришли, имел какие-то другие ризы, тайные – ризы души. Внешне все выглядят неказисто, более или менее одинаково, а если кому-то говорится, что вот только ты выглядишь плохо, значит, речь о каком-то внутреннем критерии. И внутренний критерий должен быть такой: если мы хотим откликнуться, то мало просто прийти, хотя даже этого не сделали другие, которых звали. Если ты пришел, то это не значит, что ты откликнулся, а ты должен откликнуться на него душой.

Что это за одеяние души, которое должно быть брачным? Это готовность души быть с Богом и только с Ним. Это самый очевидный символизм, хотя наверняка это все можно понять глубже. Вот тогда получится отклик на избрание. Бог избирает очень многих – можно сказать, что всех, хотя есть много людей, которые совсем ничего не узнали о Христе никогда. К ним, наверное, можно отнести и тех, которые узнавали только еретическую проповедь, а о настоящем Христе тоже ничего не узнали. Может быть, они и не были зваными, поэтому будут по-другому судиться.

Но званых тоже очень много, которым так или иначе возвещается весть о Христе. И вот не все из них становятся избранными, потому что нужна обоюдность для того, чтобы был выбор. Нужно не отвергаться Бога, не отвергаться этого избрания, которое меняет всю твою жизнь. Вступающий в брак человек меняет свою жизнь и от всего, что у него было до этого, он отказывается, считая, что новое ему нужнее и важнее. И даже если с внешней точки зрения наблюдателя никакого различия нет, все у тебя нормально, ты христианин, но получится, что ты отрекся от избрания своего, и оказываешься во тьме кромешной. Вот о чем говорит эта притча.

И еще для современного человека важно понимать, что Христос – это тот же самый Бог, который один – и в Новом Завете, и в Ветхом Завете. И наше богослужение об этом все время говорит. Поэтому попытка прочитать такое Евангелие, которое было написано не от Бога, а от кота Леопольда, может быть и полезна для маленьких детей, но в целом она все-таки, мягко говоря, неадекватна.

Поэтому то, что есть на самом деле, нельзя сказать, что хуже – оно лучше, и оно по-настоящему работает.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)