Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Современная Зарубежная Церковь отпала от веры св. Филарета. Св. Филарет стал святым именно за счет своего стояния в православии. К св. Филарету обращаются особенно те, кто хотят устоять в православии, — а это в наше время очень сложно, т.к. очень трудно понять, где Истинная Церковь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память святителя Филарета, третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, преставившегося в 1985 году. Святитель Филарет для нашего времени является как бы эталоном православия. Те, кто следуют его линии в церковной жизни, сохраняются в православной вере, а те, кто от этой линии отступают, отпадают от православия и разрушаются в церковном отношении. И вот, сейчас мы видим это на примере Зарубежной Церкви. От Зарубежной Церкви, в сущности, не осталось вовсе ничего, а Джорданвилль, где был похоронен митрополит Филарет, где сейчас находятся его нетленные мощи, обретенные в 1998 году, превратилась в церковную организацию, которая уже объявила о своем намерении объединиться с Московской патриархией; но главное даже не это, а то, что она объявила о единстве в вере со всем “мировым православием”, т.е. с теми так называемыми церквами, которые все, в том числе и Московская патриархия, пребывают в ереси экуменизма. Митрополит Филарет писал, что они через эту ересь отпадают от Церкви, а те, кто пришли на смену святителю Филарету, считают их Церковью. Это, конечно, показывает, что вера у нынешнего руководства РПЦЗ и у святителя Филарета — разная. Одно дело истинное православие, а другое дело — наиболее распространенное так называемое православие, которое на самом деле вовсе не православие.

И вот, накануне того времени, когда Зарубежная Церковь фактически прекратила, и очень бесславно, свое существование (хотя ее иерархи и успели рукоположить епископов для России, за счет чего существует теперь наша Церковь), как раз и явились мощи святителя Филарета, которые засвидетельствовали для многих людей то, что они и раньше знали, еще до явления этих мощей, — что митрополит Филарет был святым. И хотя у него, как человека, были свои слабости, но он был святым, потому что не просто был лично благочестивым и подвижником, но, главное, твердо держался православия. А держаться православия в наше время — это такая добродетель, которая ведет к святости. Или можно сказать иначе: для того, чтобы по-настоящему держаться православия в наше время, нужно быть святым.

Поэтому к святителю Филарету особенно обращаются в молитвах именно те, кто в наше время хочет и считает главным делом для себя содержать православную веру и понимает, что держать православную веру в наше время трудно, потому что непонятно, где православная вера, в чем православная вера, и где истинная Церковь. И вот, чтобы все это понять, нужна особенная помощь Божия; а в такие времена, как наше, это бывает особенно трудно понять, потому что если просто идти в любую церковь, которая внешне выглядит православной, то, скорее всего, окажешься не в Православной Церкви, а в ереси. И поэтому святителя Филарета прославили и почитают во святых и в нашей Церкви, и в других Истинно-Православных Церквах, и поэтому все православные обращаются к его молитвенному заступничеству, и в нашем приходе еще раньше, чем обрелись его мощи, уже было почитание его во святых, и мы имеем дерзновение, особенно в нашем приходе, обращаться к его заступничеству, чтобы нам сохраниться в вере православной. Аминь.