Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В праздник иконы Божией Матери “Знамение” Новгородской Церковь вспоминает победу новгородцев над суздальцами; между Новгородом и Суздалем были сложные отношения; святая Евфросиния Суздальская была невестой новгородского князя Феодора, который внезапно умер, не успев вступить с ней в брак, а она стала монахиней; что же хорошего в том, что одна православная епархия стала воевать против другой? – ничего, если смотреть с идеальной точки зрения; большинство людей во все времена живут своими житейскими интересами, а воюют, чтобы было больше имущества; в битве новгородцев с суздальцами не было правых; новгородцы покаялись, помолились и получили помощь; часто мы попадаем в какие-то тяжелые обстоятельства из-за собственных грехов; когда Господь помогает нам выйти из тяжелых ситуаций, то можно сказать, что Он это делает из корысти – у Него в нас одна корысть все-таки есть, а именно – это мы сами, чтобы мы спаслись; подлинник иконы “Знамение” сохранился и находится в Софийском Соборе в Новгороде.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем праздник иконы Божией Матери “Знамение” Новгородской, память о чуде, которое она совершила, когда Новгород осаждался врагами. Но этими врагами были не татары какие-нибудь и не западные варвары, а другая епархия Российской Церкви одной и той же Киевской митрополии Константинопольской Церкви, а именно, суздальцы.

Тогда Богородица явила Свое заступничество над новгородцами, суздальцы были разбиты, и на какое-то время новгородцы в этих междоусобных войнах оказались победителями, а потом все опять изменилось. И так было неоднократно, но, по крайней мере, новгородцы стали праздновать этот праздник, и он у них сохранялся и до сих пор сохраняется в качестве особо чтимого, но более удивительно то, что этот праздник приняла вся Российская Церковь.

Мы его празднуем не только потому, что он новгородский, хотя этого было бы достаточно, чтобы его праздновали мы, потому что Новгород – это и есть Санкт-Петербург, только в древности, поэтому у нас одна и та же епархия, но и в других епархиях России тоже его празднуют, его празднуют даже сами суздальцы, которые при этом не забыли, что победа была одержана над ними. Даже, возможно, они не считают, что были так уж неправы в той войне.

Вообще сложные были отношения между Новгородом и Суздалем. Мы знаем, что святая Евфросиния Суздальская была невестой новгородского князя Феодора, но когда он приехал, чтобы вступить с ней в брак, то раньше, чем произошла свадьба, он внезапно умер, и теперь он в святых мощах почивает в Новгороде. Его доставили обратно, похоронили, и мощи там обнаружились нетленными.

Сейчас эти мощи в Софиском соборе Новгорода, а Ефросиния после этого пошла в монахини. Она подвизалась довольно долго и стала преподобной Ефросинией Суздальской, мощи которой, до недавнего времени, почивали в главном храме нашей Церкви в Цареконстантиновском соборе города Суздаля. Теперь этот собор от нас отняли, но мощи все равно остаются у нас и почивают теперь в другом храме Суздаля.

И что же тут такого хорошего, что одна епархия стала воевать против другой? Даже не то, что это было в одной Православной Церкви, не то, что это было в одном патриархате, а вообще это было в одной митрополии – и вот кто-то кого-то победил, а мы теперь это празднуем. Разве может быть победа в такой войне, когда, казалось бы, одни православные христиане победили других православных христиан?

Не может для православных христиан в этом заключаться победа, в этом может заключаться только общее поражение: и тех, кто побежден, и тех, кто победил. Но это если смотреть с точки зрения слишком идеальной, то есть считать, что все люди, которые называли себя православными христианами хотя бы в те времена или какие бы то ни было другие времена, действительно таковыми были.

Обычно, к сожалению, бывает иначе. Люди, как бы они себя ни называли, даже православными христианами, они представляют из себя примерно одно и то же во все эпохи и во всех религиях. Собственно, к какой бы то ни было религиозной вере это не имеет почти никакого отношения. А живут они своими житейскими интересами: хочется, чтобы больше было имущества, в основном из-за этого и идут войны; гордость, обиды – это тоже повод к разным раздорам и войнам, а особенно тогда, когда много зависело от князя — и в Древней Руси это тоже не надо сбрасывать со счета; а также разные другие грехи, которые я не буду перечислять.

Но одни люди оказываются, таким образом, нападающими, а другие должны защищаться, и те люди, которые защищаются, они, может быть, ничем и не лучше нападающих, а в другой ситуации они и сами напали бы, наверное, но просто так получилось, что они не успели. Но, коль скоро получилось, что напали именно на них, и они защищаются, то может быть, как иногда бывает, они все-таки обратятся к Богу, и обратятся с покаянием.

Тогда бывает, что Господь услышит их молитвы для того, чтобы потом они как-то исправлялись. И в Новгороде произошло именно это. В этой битве новгородцев с суздальцами по сути дела не было правых – это была постоянная какая-то война, которая то утихала, то вновь начиналась из-за каких-то совершенно имущественных причин – там ничего не было священного, никакой защиты православия в этой войне не происходило, а одни только грехи.

Но когда одна из сторон в этой войне была сильно потеснена, то там люди нашли в себе воспоминание о православии, помолились, покаялись и получили помощь. И мы знаем, что как обычно бывает, было и тогда, большинство из них вернулось к своему прежнему. Но было, по крайней мере, меньшинство, которое сохранило об этом память, и это служило людям, особенно в Новгороде, для покаяния всегда.

Вот поэтому будем так же смотреть и сейчас. Да, те люди, которые наносят нам какие-то неприятности, или те обстоятельства, которые мы считаем для себя тяжелыми, произошли с нами отнюдь не потому, что мы защищали православие или стремились быть православными в своей личной жизни. Зачастую, они с нами происходили потому, что мы грешили.

И даже часто можно сказать, как именно мы грешили, какие именно грехи нас привели в ту или иную плохую ситуацию: мы были жадными, наглыми, провоцировали против себя тем самым агрессию – сами виноваты, сами нарывались. Или мы хотели где-то схитрить и слукавить в каких-то тоже корыстных соображениях или из соображений гордости и тому подобных страстей.

Потом оказалось, что все не по-нашему получилось, и вот у нас теперь какая-то тяжелая и непонятная ситуация. Хорошо, что мы осознали, что она тяжелая, и что мы сами на себя ее навлекли. Вот теперь мы должны каяться и обращаться к Богу. И тогда Господь, если будет хоть маленький шанс, что мы не то, что исправимся – я уж про это не говорю, — а хотя бы несколько улучшим свою жизнь вот в этом отношении, в каком раньше все было плохо, то Господь нас выведет из этой ситуации.

И многие по себе знают, из каких, действительно, ужасных ситуаций, которые у них в жизни происходили, Господь все-таки их выводил. И это Он делал не просто так. Конечно, Он это делал не по причине какой-то корысти – Бог к нам относится бескорыстно. Но можно сказать и иначе: Он это делал из корысти – у Него в нас одна корысть все-таки есть, а именно – это мы сами, чтобы мы спаслись.

Об этом говорит и апостол, что Бог хочет всякому человеку спастись. Это Его корысть, и поэтому, если есть какая-то возможность или есть шанс для нас, чтобы мы покаялись, Он нам обязательно его предоставит. Поэтому надо понимать, что всякая ситуация имеет выход, даже если кажется, что не имеет. Но выход будет такой, чтобы нам покаяться, чтобы нам менять свою жизнь. Только ради этого в нашей жизни может быть какой-то выход.

Вот о чем нам напоминает празднуемое нами сегодня чудо иконы Божией Матери “Знамение”. Хочу еще сказать, что сама эта икона, чудотворная, которая была в виде деревянной выносной хоругви, сохранилась; она подлинная и находится в Софийском Соборе в городе Новгород. Это действующий храм Московской патриархии, но это и музей. К иконе можно подойти и поклониться, что и желательно сделать всем, кто бывает в Новгороде.

Аминь.