Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Воспоминание второго пришествия. Под “родом сим” Господь имел в виду всех христиан. Еретики — это новые иудеи и христоубийцы. О христианстве в современном мире.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, в понедельник Страстной Седмицы, мы вступили в такое воспоминание, которое занимает два дня — понедельник и вторник Страстной Седмицы, хотя исторически оно было связано с Великим Вторником, но потом в византийском обряде его разделили на два дня. Это память евангельского события, а именно, той проповеди, которую Господь сказал Своим ученикам (она очень длинная и изложена в Евангелии от Матфея) незадолго до Своих страданий, взойдя на гору Елеонскую. Согласно традиционной хронологии, это было именно во вторник, и потому вторник считается днем этого воспоминания. Но поскольку это евангельское чтение очень длинное, то в Византии его разделили на две части, и вот, первую часть мы сегодня за литургией прочитали, а вторую должны будем прочитать завтра. И в этой проповеди Господь говорит о втором пришествии. Поэтому сегодняшнее воспоминание это опять воспоминание второго пришествия; во многом это похоже на то, что у нас было перед началом Великого поста, в Неделю Мясопустную, перед масленицей.

И в той части этой проповеди Господа на горе Елеонской, которую мы прочитали сегодня, говорилось, в частности, о том, что в последние времена будет много лжехристов, будут говорить, что “там Христос, здесь Христос”, но Господь предупреждает, чтобы мы туда не ходили, потому что все это неправда, а когда Христос явится во второй раз, это будет для всех очевидно. Но в то же время Он говорит, что Христос явится тогда, когда произойдет то, о чем предрек еще пророк Даниил в Ветхом Завете, — “мерзость запустения на месте святе”. Буквально слово “мерзость” обозначало сначала идолов; т.е. в библейском контексте, у пророка Даниила, это означало, что на святом месте будет поставлен идол. Но конечно, необязательно этот идол будет вещественным. Хотя действительно, слова Даниила исполнились и буквально, но это было еще в 64 году до Рождества Христова, когда во Святом Святых был греками поставлен идол. Но это не было еще концом света и не было даже началом самых последних времен, которые, как известно, начались тогда, когда воплотился Господь. И об этом Он тоже говорит в том отрывке, который мы сегодня прочитали. Потому что Он не называет точной даты, когда это все случится, но, тем не менее, говорит: “Не прейдет — т.е. не закончится еще — род сей — т.е. буквально это означает, что не умрет еще это поколение, — как все это будет”. Получается какое-то противоречие: второе пришествие настанет, когда еще не умрет живущее поколение, — причем это противоречие не только в пределах Евангелия, но даже в пределах той части проповеди Спасителя, которую мы сегодня прочитали. И вот здесь надо понимать, что “род сей” — это, прежде всего, христиане. И те, кто становятся христианами во все века, принадлежат к этому роду и будут жить до второго пришествия, поскольку они никогда не умирают, потому что входят в Тело Христово.

Но в то же время те времена, которые наступили, когда воплотился Господь и когда Он проповедовал ученикам на горе Елеонской, это уже тоже последние времена. Ведь Господь, рассказывая о последних временах, говорит не то, что сразу все случится, а что все будет идти постепенно, все постепенно будет портиться. Но что все? Прежде всего, самое главное. А самое главное это вера. Вера будет портиться. Поэтому что если бы у тогдашних иудеев вера не была испорченной, то они бы приняли Христа, а не распяли Его. Но после распятия иудеи, отвергшие Христа, до конца земной истории стали образцами еретиков. Потому что все еретики, которые потом являлись, фактически повторяли иудеев. Еретики по видимости исповедуют ту веру, которую открыл Господь (по крайней мере, делают вид, что исповедуют ее), а на самом деле исповедуют христоубийственную веру, т.е. ту, которая не только не ведет в жизнь вечную, но которая делает принявших ее общниками убивших Христа, делает нас новыми иудеями. И поэтому все святые отцы говорили о еретиках как о новых иудеях.

И вот, Христос предсказал и то, что Евангелие распространится по всему миру (мы об этом тоже сегодня слышали), и то, что по всему миру распространятся и еретические мерзости — так, как раньше они, может быть, не распространялись. Потому что в тогдашнем мире преобладало язычество, но оно не называло себя христианством. В нашем современном мире христианство не преобладает тоже, потому что большинство людей себя не называет христианами; в мире много буддистов и мусульман, но и тех, кто называет себя христианами, вроде бы тоже очень много, — но почти никто из них не исповедует настоящей веры, которую предал Господь, потому что одни из них протестанты, другие католики, третьи, хотя и называют себя православными, но на самом деле являются экуменистами. И как в Ветхом Завете Господь жестоко наказал тогдашних экуменистов, которые не оставляли вроде бы, как им казалось, служения Единому Богу, но в то же время допускали и служение другим богам окрестных народов, точно так же Господь относится и к современным экуменистам, которые не делают должной разницы между православной верой и ересью.

Поэтому мы должны понимать, что мир не становится лучше. В соответствии с тем, что говорит Евангелие, и в частности, с тем, что мы прочитали сегодня, мир становится хуже. Но это не значит, что нам хуже быть христианами. Христинами быть плохо всегда в смысле неудобства; а в каком-то смысле, может быть, чем дальше, тем легче, потому что чем очевиднее различие мирской жизни и христианской, тем очевиднее для нас, если мы христиане, в чем мы должны и в чем не должны участвовать. Поэтому будем стараться блюсти чистоту веры и прежде всего ее, а на этом уже и всю остальную чистоту жизни, и тогда мы останемся с истинной Церковью Христовой, и наши труды для спасения не будут тщетны. Аминь.