Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В течение Великой Пятницы мы слушали Евангелие о Распятии Христовом, и в тех многочисленных подробностях, которые там содержатся, есть много такого, что большинство современных людей просто пропускают мимо ушей. Но это неправильно – это написано для того, чтобы люди понимали не только наиболее очевидные смыслы. Многим кажется, что смыслы зашифрованы, но они не зашифрованы, а просто написаны на языке тогдашних христиан, которые писали эти Евангелия. Этот язык был, прежде всего, языком иудейского богослужения.

И вот сегодня мы слышали о том, как Иисус был осужден вместе с другим человеком, которого звали Варавва, что переводится «сын отца». Один Сын Отца, и другой сын отца – и надо было выбрать, кого из них казнить, а кого отпустить. И здесь мы обращаемся к смыслу распятия Креста, которое происходило по правилам Ветхого Завета относительно жертвы.

Много говорится, что это пасхальный агнец — и время распятия нам об этом говорит, и само указание на то, что жертва является агнцем, а не каким-то еще жертвенным животным. Это именно то, что положено на Пасху. Это то, что связано с пасхальной жертвой, с жертвой освобождения из египетского рабства, а для нас, христиан, из рабства смерти к вечной жизни.

Но это не все. И говорит апостол Павел в «Послании к Евреям», что также в этой жертве и кровь Завета, то есть это жертва о Новом Завете, праздника Пятидесятницы – аналогично тому, какие были жертвы в Ветхом Завете, — и самое главное, что это жертва очищения.

Какая кровь очищает, что это за жертва? Это жертва третьего из больших еврейских праздников – Дня очищения, или Йом Киппур. Там важнейший ритуал заключался в том, что участвовали два жертвенных животных – в данном случае это были козлы, — которые были одинаковы по внешним данным.

Одного заколали, и его кровью первосвященник, войдя во святая святых, окроплял святилище, то есть верхнюю часть ковчега Завета – оно было в виде какого-то блюда, которое собирало эту кровь, и отсюда впоследствии появилась чаша Евхаристии. Таким образом, оно смывало грехи Израиля, совершенные за весь год. А другой отправлялся в пустыню. Над ним читалась молитва о грехах Израиля, чтобы он туда отнес. И он оставался жить.

Но что произошло в случае распятия Христа? Тоже было две жертвы, хотя уже и человеческих. Одного распяли, чтобы он очистил своей кровью. Но кого? Всех или не всех? Всех, но тех, кто будут принадлежать к Израилю, а в Израиль вносится разделение.

И что касается того, кто ушел в пустыню, то здесь все меняется на противоположное. Это оказывается разбойник, и он, как там говорили, жертва Азазелу – двусмысленное выражение. То есть он отправляется к диаволу, но это не жертва диаволу (хотя так это понимали некоторые иудейские толкователи, но они заблуждались). Это так называемый козел отпущения.

Но здесь получается, что он сам — Варавва, разбойник — является представителем диавола. То есть здесь жертва вся извращается.  В одном случае она поворачивается не так, как она была изначально в Ветхом Завете, потому что Бог Сам Себя приносит в жертву, а не Себе приносит жертву, и, причем, он делает это руками первосвященников, извративших смысл своего служения. А в другом случае оказывается, что то, что приносится в жертву, становится скверным, и поэтому действует в противоположном смысле.

Поэтому мы видим, что вносят разделения в человеческий род нынешние события.  Не только в еврейский род вносится разделения, с которого все и началось, но в  человеческий род в целом, потому что одни принимают Христа, а другие отвергают. Конечно, мы можем даже видеть, что такие разделения происходят и в нашей собственной душе, о чем даже апостол Павел говорит. Вроде бы мы и хотим принимать Христа, и принимаем, но тут же и отвергаем.

Кто победит? Как в нашей душе это вопрос, так и в человечестве — вопрос. Но если в нашей душе все-таки кто-то окончательно победит, то в отношении человечества так сказать нельзя. Конечно, победит Господь, победит Агнец, как сказано в Апокалипсисе, но также будут и те, кто окажется осужден.

Вот об этом можно начинать думать, когда мы читаем во всех этих подробностях, что происходило при распятии Иисуса.

Аминь.

епископ Григорий