Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Чудо исцеления расслабленного; Христос — Тот, Кто установил субботу. Овчая купель прообразовала купель христианского крещения; догматический смысл чуда. Душевный смысл: наша душа подобна расслабленному, которого может исцелить только Господь. Мы выходим из душевного паралича через какие-то острые искушения и страхи. Но надо не доводить до этого — надо следить за собой, за своей внутренней жизнью. Степень расслабления душевного и неблагополучия во внутренней жизни можно определить по отношению нашему к келейному молитвенному правилу. Как правильно установить себе правило.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память того чуда, которое Господь сотворил над расслабленным, который лежал около храма рядом с Овчей купелью в течении 38 лет, ожидая, что кто-нибудь погрузит его в эту купель первым, так чтобы он исцелился, но этого так и не произошло, но зато произошло другое — к нему пришел Господь, спросил, хочет ли он быть здоров, и услышав, конечно же, положительный ответ, исцелил его без всякого погружения в купель. И тем самым Он показал, что исцеление, которое могло быть даровано через купель, тем более может дароваться через Него, потому что Он — Творец всех средств исцеления. После этого произошли разные события, и иудеи особенно возмутились тем, что Господь сотворил это чудо в субботу. Но Господь объяснил им (мы это не читали сегодня, но дальше в Евангелии это есть), что делать добрые дела в субботу можно, и это не противоречит Закону Моисееву, а то буквалистское его понимание, которое ввели фарисеи и которому это действительно противоречило, это понимание не от Бога, оно неправильное. А самое главное, Христос сказал, что Он Сам есть Тот, Кто установил почитание субботы. Вот о чем мы сегодня читали.

И конечно, основной христианский и пророческий смысл этого чуда для всех очевиден. Потому что та купель, которая позволяет смыть телесные болезни, являлась символом другой купели, которой тогда еще не было, но которая скоро должна была появиться, — омывающей грехи и дарующей жизнь вечную, т.е. купели христианского крещения. И Господь недаром не говорит про Овчую купель ничего плохого, не говорит, что она не нужна, но Своим чудом указывает на то, что любое таинство существует не само по себе, не само по себе дает оставление грехов и Царство Небесное, а только благодаря действию Божию, потому что все эти дары нам подает только Сам Господь, хотя бы это происходило и через какие-то материальные объекты, как это происходит в церковных таинствах, начиная с Таинства Крещения.

Но, как всегда, не только высокий догматический смысл содержится в этой истории, но также и смысл душевный, который находится посредине между буквальным смыслом (т.е. просто рассказом о событиях, который мы слышали) и смыслом догматическим и духовным, который указывается прикровенно. Так же прикровенно в этой истории указывается нам на смысл душевный, важный для нашей души, — и об этом тоже говорится в богослужении сегодняшнего дня, где говорится так: “Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деянии люте расслабленну, воздвигни”. То есть моя душа подобна этому расслабленному. “Безместные деяния” это буквальный перевод с греческого на церковнославянский, означает буквально дела, которые неуместны, а вообще по смыслу означает очень плохие, мерзкие дела. И получается, что душа у нас впадает в расслабление, и только один Господь Иисус Христос может ее восставить от этой болезни.

Что же такое это наше душевное расслабление? Конечно, можно ответить в общих словах — и это будет правильно, но мало что нам объяснит, — что душевным нашим расслаблением являются страсти, греховные привычки, из-за которых мы все время находимся в грехах, которые суть болезни души, и потому мы никак не можем остановиться и перестать грешить. Но что же общего между этими греховными привычками и страстями и расслаблением, т.е. параличом (“расслабленный” на церковнославянском означает то же самое, что на русском “паралитик”)? Конечно, когда мы понимаем, в чем состоит то, что мы должны совершить, но мы просто не можем это сделать, потому что нам никак себя не заставить, это — состояние душевного паралича. Все мы такое состояние испытывали, и конечно, оно действительно похоже на расслабление. Но бывает все-таки, что мы, находясь в тяжелой форме этого состояния (а тяжелая его форма означает, что мы не можем исполнить даже то, о чем мы знаем, что это нужно делать), мы можем вспомнить отдельные случаи, как мы выходили из такого состояния. Обычно это случалось тогда, когда нас как бы колол и пробуждал какой-то страх, когда возникала ситуация реальной опасности или наступали какие-то тяжелые искушения. Тогда мы начинали молиться. И об этом есть, например, такая русская пословица: “Кто на море не бывал, тот Богу не маливался”, — или более грубая пословица: “Гром не грянет, мужик не перекрестится”. Конечно, если хотя бы так, через всякие острые ощущения, к нам приходит некоторое исцеление от нашего паралича, то и слава Богу, потому что нам самое главное — не умереть душевно, а поэтому хоть как-то, а вылечиться надо. Но конечно, это средство крайнее, и мы вообще-то в повседневной своей жизни должны заботиться о том, чтобы не доводить себя до таких средств.

Поэтому в повседневности главным вопросом для нас должен быть другой: как нам не доводить эту болезнь до такого тяжелого состояния, как нам бороться с ней в ранней стадии и, по возможности, вообще заниматься профилактикой? Вот в этом и состоит повседневная жизнь христианина, в этом, собственно, и состоят основные повседневные аскетические правила, которые мы все, христиане, в своей жизни постоянно должны стараться исполнять. И здесь, если говорить о том, что можно наблюдать у людей, специально не следящих за своей духовной жизнью, то можно сказать о каком-то небрежении в исполнении домашних обязанностей, в неоказании помощи ближним; но такого прямо четкого критерия здесь нет и быть не может. Потому что если человек специально не следит за своей внутренней духовной жизнью, то он уже по тому самому находится в некотором рассеянии, и довольно большое расслабление является для него просто нормой, и он не будет с ним бороться. А бороться и замечать это расслабление он будет, если он человек верующий, только когда оно будет доходить до известных степеней.

Поэтому надо стараться жить по-христиански, в соответствии, по возможности с теми заповедями, которые мы знаем. А это означает, что в нашей повседневной жизни каждый день есть какое-то время, когда мы молимся — то, что называется келейным правилом или домашними молитвами, которые каждый из нас совершает. Потому что тот, кто этого не совершает и об этом не думает, тот, можно сказать совершенно четко, живет не по-христиански, даже если он по временам приходит в церковь и причащается. Церковь при этом может быть сколь угодно истинной, а пользы из этого для такого человека не будет, потому что духовная жизнь начинается с того, что человек молится сам, молится дома. Домашнее правило это основа нашей жизни, главная несущая конструкция нашей повседневной жизни, и душевное расслабление прежде всего проявляется здесь — когда мы ленимся, забываем, не успеваем читать какие-то молитвы, которые читаем всегда. Вот, это уже первый тревожный симптом. Если перестать так делать и опять начать относиться внимательно, то ничего не случится; но если продолжать читать молитвы машинально, пропускать, забывать, то дальше будет хуже: в тех случаях, когда мы не будем забывать о нашем правиле, нам захочется читать как-то более невнимательно, может быть, сидя или лежа — и не потому, что на нас нападет прямо такая уж телесная немощь, а потому что это становится психологически удобнее. А дальше нам захочется перейти на что-то более “духовное”: кто-то подумает, что лучше он лишний раз Иисусову молитву прочитает, а кто-то решит, что лучше помочь ближним в ущерб правилу. Все это ошибочные точки зрения, и они довольно распространены. И если у нас стало расползаться и урезываться келейное правило, то это первый признак того, что в нашей жизни полетело все, хотя мы, может быть, пока больше ничего и не замечаем. Потому что мы видим, что здание стоит, но какая-то несущая конструкция дала трещину. Такой дом нужно срочно расселять и думать о том, как его ремонтировать. И вот, если у нас такие вещи с правилом келейным возникают, то нужно срочно думать о ремонте, потому что дом нашей души находится в аварийном состоянии. И вот, чтобы понимать это правильно, очень важно еще правильно себе поставить это самое правило.

Потому что, конечно, если мы очень постараемся, то мы можем молиться в течение достаточно долгого времени, а если мы забросим свои дела, то вообще сможем очень много молиться; но это все тоже неразумно. Потому что мы должны в своей повседневной жизни не идти на такие затраты сил, какие, образно говоря, нужны человеку, чтобы быстро пробежать стометровку. У нас — постоянный марафон, и мы не можем бежать марафон со скоростью, с какой бегают на стометровке. И вот, поэтому надо стараться не спешить, а делать столько, сколько мы можем реально делать не сиюминутно, не одноразово, не в течение недели, а в течение всей жизни. А бывают какие-то дни, когда Церковь устанавливает для нас прилагать какие-то чрезвычайные усилия, которых обычно в жизни мы не делаем, — например, в Великом посту; вот, этого нам и хватит. Если у нас нет никаких особых обстоятельств, то мы должны просто следовать общему церковному режиму, и тогда все будет более-менее стабильно. Поэтому, чтобы не впасть в расслабление или поскорее из него выйти, если мы в него впали, будем стараться внимательно относиться к нашим домашним молитвам. Если мы, например, засыпаем в то время, когда надо вечернее правило читать (вот как я например, а потом оказывается, что уже надо читать утреннее правило, а не вечернее), то, зная за собой такую особенность, надо стараться читать вечернее правило раньше, где-то ранним вечером, ничего в этом нет страшного; но надо стараться это правило не опускать. И тогда все-таки будет в нашей жизни какая-то основа, какой-то каркас, на котором постепенно, если мы будем стараться, будет наращиваться и остальная наша христианская жизнь. Аминь.