Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание чуда о слепом, и оно, конечно, не случайно идет подряд с воспоминанием в прошлое воскресение чуда о расслабленном – оба эти чуда взаимосвязаны и в том варианте Евангелия, которое мы читаем, и в том, что можно реконструировать.

Мы видим, что в том чуде, которое было в прошлый раз, была северная купель Вифезда,  а сейчас южная Силоам, но они симметричны и во многом одинаковы – обе большие купели для паломников. Но в том, что говорилось о прошлом чуде, прослеживались темы Второзакония и Иисуса Навина, и сама эта цифра 38 лет, которые лежал расслабленный, взята из Второзакония. Это время, которое прошло между Исходом из Египта и тем моментом, когда, согласно хронологии книги Второзакония, Моисей привел к берегу Иордана, противоположному обетованной земле. И эти два события были связаны с покаянием, — как 38-летнее хождение через пустыню, так и 38-летнее лежание в расслаблении, — ведь тот человек согрешил и по этой причине был в расслаблении.

А то чудо, которое теперь, описывается в Евангелии такими словами, которые близко к тексту пересказывают сцену из Книги Царств, где говорится о Неемане сирианине, которого исцелил пророк Елисей.

Чудеса эти похожи еще и тем, что Нееман не просто исцелился от проказы, но на нем выросла новая кожа как на младенце, а у сегодняшнего слепого выросли новые глаза. И тема греха там как таковая не звучит, а звучит тема открытия глаз, потому что Нееман увидел, что Бог Елисея – это истинный Бог, и тот слепой, которого сегодня исцелил Хрис тос, тоже увидел Сына Божиего, и ему, в отличие от того расслабленного, Христос подошел и все рассказал — когда спросил «веруешь ли в Сына Божьего?», а потом Сам же и объяснил, кто это такой.

То есть сегодняшний слепой вошел действительно в землю обетованную, получил духовное зрение вместе с телесным, и это больше всего указывает нам на смысл этого чуда. Таково, если кратко, содержание евангельского рассказа. Как видим, чтобы это понимать чуть-чуть получше, но все равно поверхностно, надо видеть цитаты. Видеть, что сегодняшний рассказ пересказывает рассказ о исцелении Неемана сирианина пророком Елисеем. Видеть, что все это очень похоже на то, как человек вышел новым из вод Иордана.

А что такое наш Иордан? Говорилось в сегодняшнем богослужении немножко об этом – упоминается наше крещение. Что такое крещение? Крещение – это, конечно, не только омовение тела, и даже не столько оставление наших грехов, которые были раньше, но это, прежде всего, открытие нового мира, которым является Церковь, и которым является Тело Христово.

Для этого мы получаем зрение. Для этого обновляется «яко орля юность моя», если вспоминать словами псалмопевца о Неемане, и из-за этого мы получаем духовные очи, которых раньше и не имели, потому что в духовном смысле все люди являются слепорожденными, — если в телесном смысле не все, то в духовном все-таки все, — и то зрение, которое еще только надлежит обрести в течение жизни и не без трудов.

И вот таким образом указывает нам на это Евангелие. А когда мы все это хотим применить к себе, мы должны, зная, по возможности, больше о содержании этого текста и о том, на что он указывает догматически — о призвании языков, призвании народов, — мы должны понимать, и что это значит аскетически.

Для того чтобы нам быть со Христом, нам надо Его видеть, надо  видеть где Он и как. Если, конечно, святые могут говорить о непосредственном зрении, которое, действительно, является зрением не как способностью телесных очей, а способностью Духа, который дается таким людям, то в малой мере без этой способности вообще невозможно быть христианином, потому что  никто из нас не может сказать, почему он стал верующим, верующим христианином.

Каждый из нас может на эту тему поговорить и сказать, может быть, даже что-то разумное, но в конечном итоге он скажет, что не знает. Он христианин просто потому, что это очевидно для него. Вот для того, чтобы была некоторая внутренняя очевидность, которая в основе нашей веры, и которая, кстати, не является постоянной величиной, а она может как увеличиваться, что должно быть, так и уменьшаться, что тоже бывает, — нам и нужно то внутреннее зрение, которое касается всех, и о котором сегодняшнее чудо.

А чтобы оно было, надо его поддерживать. Если трудно сказать, как его поддерживать – это длинный особый разговор, и вообще вся церковная жизнь и аскетика является таким разговором, — то легко сказать, что делать для того, чтобы хотя бы оно не утрачивалось. Нужно не грешить хотя бы добровольно. Если ты увлекаешься в грехи, не понимая – это плохо, это мешает духовному зрению, но не так, как когда ты просто сам любопытствуешь, когда тебе «просто интересно».

То ли ты любопытствуешь, то ли ты хочешь отдохнуть таким образом, а не делаешь то, что надо делать – мало по малу за этими совершенно ничтожными подачками нашему удовольствию, которое мы сами даже и не ценим как удовольствие зачастую, потому что сами понимаем, насколько это мало, и понимаем, что потом пожалеем, — но хоть было бы о чем жалеть, а так вообще какая-то ерунда, — тем не менее, за одну такую ерунду мы совершенно теряем духовное зрение и те намеки на него, которые у нас были.

И вот понимая, чем мы расплачиваемся за такие вещи, будем стараться не платить по таким счетам. А для этого надо не брать кредитов — кредитов у сатаны.

Аминь.