Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Несколько названий праздника. Уверение Фомино. Главный смысл праздника связан с символическим значением восьмого дня после Пасхи. Христос — наша суббота, наше упокоение. Восьмой день недели открывает нам вечность. Любой воскресный день празднуется потому, что это образ вечности. О внутреннем благоухании весны и обновлении твари. Погода и прочие внешние условия зависят от того, что полезно для нашей души.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем особенный праздник, который имеет в церковном уставе несколько названий: одно название — Неделя Антипасхи, т.е. то Воскресенье, которое находится напротив Пасхи, сразу за Пасхой; другое название — Неделя Фомина, потому что в этот день вспоминается уверение Фомино, о котором мы сегодня читали в Евангелии и о котором очень много говорит богослужение сегодняшнего дня. Но эти названия не вполне раскрывают смысл праздника и, может быть, даже самого главного они и не раскрывают.

Конечно, мы не можем сегодня не праздновать уверение Фомино. Оно совершилось как раз на восьмой день после Пасхи, и сегодня восьмой день после Пасхи, т.е. как раз годовщина этого события. Уверение Фомы произошло тогда, когда ученики были собраны в Сионской горнице и сидели запершись; Христос вошел к ним; но в первый раз Он пришел в самый день воскресения, когда Фомы с ними не было, и Фома, когда узнал, отказался верить даже не только тому, что ученики видели Господа, но вообще тому, что Господь воскрес; а во второй раз Христос пришел к ним, когда Фома тоже был там, и Господь, показывая, что слышал произнесенные в Его видимое отсутствие слова Фомы, предложил ему коснуться Своего ребра и потрогать язвы от копия и от гвоздей.

Но самое, может быть, главное, что сегодня совершается, связано с особым символическим значением восьмого дня после Пасхе и восьмого дня как празднования воскресения. Господь, когда сотворил мир, установил день субботний, день покоя, потому что Сам, как говорится в Библии, почил в день субботний от дел Своих. И потом, когда Бог дал закон, то важнейшей заповедью в нем была заповедь о почитании субботнего дня — не просто потому, что это был какой-то особенный день; в принципе, все дни недели одинаковы, состоят из одного и того же времени, и мы проживаем их, находясь в одном и том же пространстве, и потому говорить, что суббота физически чем-то отличалась от других дней недели, совершенно невозможно. Но она отличалась символически, потому что это был седьмой день, день покоя, который был воспоминанием не просто о покое Божием после сотворения мира, а прежде всего о том, что еще не было получено, — о покое вечном в вечном Небесном Царствии. И поэтому Сам Христос, в Котором мы находим вечное упокоение и Который Сам является этим Небесным Царствием, Сам является этим вечным днем, — Он Сам в то же время и суббота, наш покой. И святые отцы Церкви так и говорят о Христе, что Он и есть наша суббота. Но эта суббота уже не символическая, а реальная.

В символическом времени христианства многое изменилось. Особое значение получит тот день, который следует за субботой. И если в обычном времени день, который идет за седьмым днем недели, является первым днем следующей недели, то христианство открывает совершенно другое измерение. За субботой следует тот день, когда Господь воскрес. И воскрес Он в вечности. Поэтому это не просто первый день следующей недели, но и восьмой день прежней недели, хотя она и состоит только из семи дней, и восьмого дня в ней быть не может — но однако он есть. И вот, это восьмой день открывает нам вечность и является не каким-то днем, а просто самой вечностью, в которой день никогда не прерывается ночью. И именно открытие этой вечности особенно символизируется сегодняшним праздником. Поэтому этот праздник (если кто-то внимательно следил за богослужением, то он должен был это понять) выше любого обыкновенного воскресного дня. Сегодняшнее богослужение состояло только из песнопений, связанных с этим праздником, и были отменены почти все пасхальные песнопения, которые поются в течение 40 дней после Пасхи, и обычной воскресной службы тоже не было. Была служба только этому особому празднику, потому что хотя это первое воскресенье после Пасхи и оно открывает ряд всех воскресных дней, в которые мы совершаем память Воскресения Христова, но, открывая этот ряд, оно само выходит из этого ряда и является совершенно особым образом вечности, в большей степени, чем любой другой воскресный день, хотя всякий воскресный день потому и празднуется христианами, что являет собой образ вечности — именно в этом смысл празднования любого воскресного дня.

И еще. В песнопении сегодняшнего дня говорится: “Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует”. Мы можем выйти на улицу, посмотреть на этот дождь и увидеть, что весна не так уж и благоухает. Если это и весна, то очень ранняя, а отнюдь не такая, когда уже начинается благоухание. И мы можем заметить, что народ вокруг, да может быть, и мы сами, не очень-то и ликует. И отсюда вывод только один — что мы, значит, еще не такая уж “новая тварь”, а если и тварь, то достаточно старая. И мы видим, что есть нам куда развиваться, есть над чем работать. И конечно, просто чтобы не оставить ничего недосказанным, хотя все и так поняли, о чем речь, скажу, что, конечно, празднование должно быть внутренним. Если Церковь говорит, что весна благоухает и новая тварь ликует, значит внутри у нас так и должно быть. И Церковь не просто дает нам повеление, что так должно быть, но дает нам и силы для исполнения, потому что Господь не дает никаких неисполнимых заповедей. Если мы что-то не исполняем, то значит, одно из двух: либо мы просто еще не научились и не пришло время (потому что никто и не говорит, что мы всему можем научиться сразу, а говорится обратное), либо мы просто сами не хотим. Мы должны радоваться тому, о чем говорит Церковь, именно этому радоваться, совершенно не глядя на то, что происходит вокруг. Потому что вокруг будет происходить ровно то, что Господь устроит или попустит, и что будет полезно для спасения нашей души. И уж, во всяком случае, это больше зависит от нас, а не от каких-то сил природы. Силы природы зависят от того, что полезно для нашей души, и в соответствии с этим себя проявляют.

А кроме того, являясь жителями нашего города, мы вообще не должны считать дождливую погоду какой-то плохой, потому что для жителей нашей местности такая погода — самая родная и приятная. И поэтому вот еще один повод, может быть, умеренно, но тоже слегка ликовать…

Господь да подаст нам использовать ко благу и к некоторому внутреннему ликованию всякие внешние обстоятельства, погодные и не только (потому что, конечно, еще больше на нас влияют отношения с разными людьми), и да подаст нам все-таки стать новой тварью и войти в день осьмый после Пасхи, который является днем вечности и память которого совершается сегодня. Аминь.