Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В празднике Вознесения много загадочного и сокровенного; в Евангелии от Луки совершенно четко показывается, что Христос вознесся в день воскресения, а в Деяниях апостолов, написанных тем же Лукой, Он вознесся через сорок дней после воскресения; в древней Церкви не было обычая праздновать Вознесение через 40 дней после Пасхи, а праздновали позже, в дни Пятидесятницы; главное – это не буквальный, а догматический смысл того, что Христос вознесся; Христос вознесся только внешним образом, внутренним образом мы стали телом Христовым; Вознесение стало отделением от мира, а от учеников никакого отделения быть не может; мы должны Его уметь найти внутри, и уметь понять, каким образом именно к нам относится то, что Он не оставляет нас; если мы находимся со Христом в одном Теле, то мы всегда внутри себя имеем Того, к Кому нужно обратиться; необходимо все время восстанавливаться в покаянии, чтобы через это пребывать в Теле Христовом и ничего не бояться.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Вознесения Господня. С этим праздником связано много загадочного и непонятного. И уже одно то, что Господь возносится и перестает быть видим, перестает являться на земле с какой-то регулярностью, с какой Он являлся ученикам после Воскресения, это уже само по себе загадочно и сокровенно.

Но даже указания Священного Писания на время этого события видимым образом противоречат, причем, когда об этом говорит евангелист Лука, явно, что для него не было никаких противоречий, но это мы его плохо понимаем. В конце Евангелия от Луки, которое мы сегодня читали, говорится о Вознесении, описывается, как это было. И там совершенно четко показывается, что это был сам воскресный день, когда Иисус воскрес, то есть вечером того же дня Он и вознесся. И там хронология событий совершенно понятная.

А в написанных тем же евангелистом Лукой Деяниях апостолов, которые тоже сегодня были прочитаны, говорится о том, что в течение сорока дней Христос являлся после воскресения и только потом вознесся. К этим словам относится обычай на сегодняшний день праздновать на сороковой день после Пасхи Вознесение Христово.

Но в древней Церкви этого обычая не было. А праздновали еще позже — в дни Пятидесятницы. Трудно точно реконструировать, когда точно это было. Может быть, это было в четверг перед Пятидесятницей или в саму Пятидесятницу, потому что в Деяниях апостольских говорится, что Он в течение сорока дней являлся, а вознесся потом, а не то, что на сороковой день прямо-таки и вознесся.

Поэтому здесь мы имеем один из достаточно многочисленных случаев, даже если брать только Новый Завет, а в Ветхом их еще больше, когда мы не можем восстановить картину из этих указаний. Они вроде бы противоречивы, во всяком случае, мы их не понимаем. Это говорит нам о многом. Прежде всего, это говорит нам о том, что буквальный смысл Священного Писания, который в данном случае, в случае объяснения того, когда же случилось это Вознесение, нам непонятен.

Буквальный смысл Священного Писания не является главным. Естественно, что Священное Писание дается для того, чтобы мы понимали что-то главное. И вот эти исторические подробности не являются главными. И в каких-то случаях просто не можем их понять. А что же тогда главное?

Главное, конечно, догматический смысл того, что Христос вознесся. Но тут тоже не все просто, потому что Он исчез из вида Своих учеников. Сцены этого вознесения никто, кроме учеников, не видел. Для учеников она выглядела так: Христос был видим и перестал быть видим, и уже только ангелы объяснили, что с Ним произошло. В то же время, мы знаем, что Он сказал ученикам перед этим, что Я с вами никогда не расстанусь, всегда буду с вами.

И вот Он с ними расстается. Мы знаем, что это означает. Это означает, что внутренним образом Он с ними не расстается, хотя внешним образом Он с ними расстается. Мы даже знаем в данном случае, что означает “внутренним образом”. Это означает, что все мы стали Телом Христовым. Если мы одно Тело Христово через таинство евхаристии, то не может Тело Христово вознестись само от себя, отделиться само от себя, скрыться само от себя.

Поэтому никакого вознесения от учеников во внутреннем и главном смысле просто быть не может, потому что вознесение означает отделение, а никакого отделения быть не может. Но, тем не менее, это произошло. Тогда в каком же смысле это “вознесение”?

Вознесение от мира. Христос перестает быть видим в мире. Но тогда почему оно не произошло на глазах у множества людей, а не только учеников, от которых, собственно, отделение? Ведь учеников, получается, это событиекасалось гораздо меньше, чем тех, кто еще к Церкви не приобщился.

Все это очень законные вопросы, но я не буду делать вид, что хорошо знаю на них ответы. Конечно, у меня есть какие-то догадки, но я даже не хочу о них говорить, потому что мои догадки все неважны. Гораздо важнее то, что здесь есть, о чем подумать, и мы должны о таких вещах думать, и просить какого-то вразумления, потому что все мы оказываемся перед тем, что Христос постоянно с нами, и в то же время, что Он от нас возносится.

Мы очень часто в своей жизни видим, что вроде бы мы должны обратиться ко Христу, вроде бы мы понимаем, что нам, вот лично мне, Он обетовал помощь Свою, и Он требует даже, чтоб мы к Нему обращались. В тоже время, мы не видим где Он, и мы не знаем, как к Нему обратиться. Это очень для нас типичная история.

Получается, что Он и от нас вознесся, раз мы Его не видим, но в тоже время, если мы Его ученики, то мы должны Его уметь найти внутри, и уметь понять, каким именно образом именно к нам относится то, что Он не оставляет нас. Конечно, это с помощью тех даров Святого Духа происходит, о даровании которых мы постоянно молимся, особенно молимся за каждой литургией, когда прилагается хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, и особенно будем молиться, если доживем, в праздник Пятидесятницы.

Но вот эти дары Святого Духав нас должны быть все время. Именно через эти дары Святаго Духа мы становимся частью Тела Христова, и Христос оказывается в нас. Именно через эти дары Святого Духа мы, обращаясь ко Христу, можем понимать, к Кому мы обращаемся, и не просто понимать, а получать ответы от Того, к Кому мы обращаемся, и действительно понимать, что ни в какой ситуации мы не остаемся сирыми.

Потому что независимо от того, как у нас складываются отношения с какими-нибудь людьми, даже с единоверцами, у нас должны сложиться отношения и складываются с Христом, находимся ли мы с Ним в одном Теле или нет. Если находимся с Ним в одном Теле, то мы всегда внутри себя имеем Того, к Кому нужно обратиться, Который от нас не вознесся и не собирается возноситься, а только мы можем от Него отпасть.

Однако даже если мы от Него и отпадаем, то это не должно быть поводом для отчаяния, а, как мы все знаем, это должно быть поводом для покаяния, для того, чтоб прийти, исповедаться и причаститься как можно скорее, а пока такой возможности нет, то, по крайней мере, мысленно покаяться, и до тех пор, пока такой возможности не будет, будет достаточно даже этого нашего мысленного желания, потому что Христос не оставляет никого.

Поэтому будем все время восстанавливаться в покаянии. Восстанавливаться в том, чтобы через покаяние пребывать в Теле Христовом, и тогда не будем ничего бояться, даже если нам кажется, что Христос куда-то вознесся от нас и мы Его не видим. Мы можем Его ощущать, а это лучше, чем видеть. Мы можем с Ним общаться и получать от Него ответы, если будем жить в соответствии с тем, как Он велит.

Аминь.