Наступил период отдыха для души; как его провести с пользой? В период отдыха мы должны готовиться к перенесению любых испытаний, чтобы они не застигли нас неготовыми. Чтобы быть готовыми, надо сохранять веру в Бога, а для того, чтобы укрепить ее в себе, нам и дается время отдыха. Нужно ощущать существование Божие и Его помощь нам еще более непосредственно, чем свое собственное существование и привыкать все время умом пребывать с Богом, чтобы еще в земной жизни стяжать внутри себя Царствие Небесное.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Та служба, которую мы только что отслужили, вечерня Светлого Христова Воскресения, — это богослужение, которое завершает первый и самый торжественный день праздника Пасхи. А всего праздник Пасхи занимает 40, а лучше сказать — 50 дней, потому что весь период до праздника Святой Троицы это период пасхальный. И завершая это день, после всех длинных и утомительных служб Великого поста и после пасхального ночного богослужения, которое мы совершили этой ночью и которое тоже несколько утомительно, мы сейчас, может быть, особенно ощущаем некоторое чувство облегчения и отдыха. И действительно, Церковь так устроена, что не только психологически, но, может быть, и духовно пасхальное время, а особенно Светлая Седмица, которая сейчас началась (а она вся как один сплошной праздничный день, вся эта неделя, начавшаяся сегодня, потому что воскресенье это первый день недели, по церковному счету), — чтобы этот период воспринимался как некоторое время отдыха нашей души. Действительно, для нашей души нужны какие-то особо тяжелые времена, и мы понимаем, что в этом есть польза, но в то же время ей не меньше нужны и времена какого-то отдыха.
А что такое отдых души, каким он должен быть, чтобы он не послужил во вред, а принес ту пользу, ради которой он и дан Богом и Церковью, если мы живем так, как Церковь велит? Этот отдых дается для того, чтобы мы собрались с силами — конечно, не только для тех упражнений, которые регулярно возникают в нашей жизни благодаря церковному уставу в виде постов и подобных вещей, но прежде всего для более тяжелых обстоятельств. Такие обстоятельства возникают в нашей жизни не регулярно, а, наоборот, неожиданно, так что подготовиться к ним мы можем только одним способом — если будем к ним готовы постоянно. И вот, время отдыха — это такое время, когда сейчас от нас ничего особенного не требуется; более того, наоборот, даются силы, которых мы в нашей обыденной жизни, может быть, и не имеем. И мы должны использовать все это для того, чтобы как-то настроиться внутренне принимать от Бога, даже и по попущению Божию, совершенно все, что с нами произойдет, в том числе те несчастья, которые будут с нами происходить. Это абсолютно неизбежно, потому что никто из людей не может прожить без всяких бед и несчастий сколько-нибудь долгое время, разве что только он очень быстро умрет сам (вот это единственный способ избавиться от несчастий).
А если мы еще поживем какое-то время, то тогда будет много разного в нашей жизни, и в это время мы должны все время держаться за веру в Бога. Потому что если мы ее не потеряем, то тогда Господь нас выведет из любых ситуаций, покажет нам, что мы должны делать, поможет нам правильно все перенести. И для того, чтобы эту веру в Бога не терять, мы должны получше ее разглядеть в себе, получше к ней привыкнуть, — а для этого как раз и существует время отдыха, когда нас ничто особо сильно не угнетает, а наоборот, мы имеем некую поддержку; мы должны это все запомнить и всегда нести в себе. И потому, хотя, конечно, церковные праздники когда-то кончаются (в церковном календаре много праздников, но все-таки они не каждый день), в некотором внутреннем духовном смысле мы должны иметь в своей душе праздник всегда. Что это значит? Это значит все время иметь веру в Бога и такое понимание, а лучше всего, конечно, непосредственное ощущение присутствия Божия, как, например, мы видим стены, среди которых мы находимся, воздух, людей, — вот так и еще более непосредственно, даже более непосредственно, чем мы ощущаем свое собственное бытие (ведь у нас обычно, если только у нас нет каких-то психических расстройств, не возникает вопрос о своем собственном существовании), еще более непосредственно мы должны ощущать существование Божие, существование именно личного Бога, который всячески любит нас и помогает нам — но помогает не в том, что мы можем захотеть в качестве нашего каприза, и даже не в том, что мы можем захотеть, потому что мы считаем, что нам это нужно, а в том, что нужно для того, чтобы мы достигли Царствия Небесного.
А как мы можем знать, что именно нам нужно для достижения Царствия Небесного? Мы, в конечном счете, и не знаем, что нам для этого нужно и поэтому полагаемся на волю Божию, понимая, что Он это знает за нас, а нам это и не нужно знать; есть много других вещей, которые мы действительно должны знать и которыми должны занимать свою голову; а вот знать, что нам нужно в жизни из независящих от нас вещей, нам совершенно не нужно. Главное, чтобы мы стремились к тому, чтобы при всяких обстоятельствах, ожидаемых или неожиданных, всегда оставаться с Богом, чтобы ум наш не отделялся от Бога ни вследствие какой-то радости вроде той, какая у нас сейчас, чтобы мы не расслаблялись и не увлекались чем-то посторонним, ни вследствие какого-то подавляющего горя, чтобы мы не угнетались и не отлучались таким образом от Бога, — а чтобы все время это присутствие Божие в нас сохранялось, чтобы понимание этого присутствия Божия всегда в нас оставалось, чтобы мы привыкали все время обращаться к Богу в постоянной молитве. И тогда вот и получится, что то, что нам подается даром временно для того, чтобы нас научить, что нам подается в качестве христианского праздника, если мы только действительно по-христиански его переживаем, — это будет нами усваиваться и постепенно, особенно с годами, все больше и больше укореняться в нашей душе. И да подаст нам Господь, чтобы в конце нашей жизни это настолько усвоилось нашей душе, чтобы еще в жизни земной мы в возможной полноте стяжали Царствие Небесное. А те, кто стяжали Царствие Небесное в своей земной жизни, после смерти тем более окажутся в Царствии Небесном. Аминь.