Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы готовимся к богослужению, за которым будет прочитан великий покаянный канон Андрея Критского. Первоначально он только за этим богослужением и читался, и для него он был и составлен. Читать его в первые четыре дня Великого Поста — это уже более поздняя практика.

Зачем этот канон во время покаяния? Понятно, когда мы обсуждаем наши собственные грехи и прочие проблемы. А когда так много библейского материала, зачем это нужно? Не все это понимают.

А между тем, здесь многое смогут понять даже светские люди. Зачем детей воспитывают на хороших книжках? Чтобы у них были хорошие примеры перед глазами. Если они книжек читать не будут, а будут только смотреть на то, что вокруг них, то даже если они и в неплохом месте воспитываются (что далеко не всегда так), все равно не очень-то хорошо то, что вокруг. А то, что в книгах, то гораздо лучше воспитывает. Но это светское.

Если мы христиане, то наши примеры – это не те люди, которые нас окружают (даже если у нас какая-то христианская среда вокруг, чего сейчас почти ни у кого не бывает), а только святые. И надо подражать святым, поэтому мы всегда в богослужениях и в своих домашних молитвах вспоминаем святых.

Но есть некоторые общие образцы, которым подражали сами святые. Это те, о ком говорилось в Библии. В Ветхом Завете и в Новом Завете. Это мы хорошо знаем, но саму Библию, а особенно Ветхий Завет, мы обычно знаем нехорошо. И даже если мы захотим ее узнать и начнем читать подряд, то надолго нас не хватит. А если кого и хватит, то уже не из-за какого-то религиозного интереса, а ему просто станет интересно, что там и как. Это может помочь его знанию Библии чисто внешнему, но не поможет его душе, а, может, даже повредит, тем более оттуда разные выводы можно сделать.

Поэтому надо понимать, как к Библии подойти. Во-первых, надо понять для чего. Разные могут быть причины, но одна есть всегда, и о ней мы уже сказали: для того, чтобы иметь образцы, как нужно поступать. А для чего нужны образцы? Когда мы имеем правила, мы очень долго их вспоминаем. Еще не факт, что мы их вспомним. Кроме того, надо вспомнить, как их правильно применить. Нужное мы вспомнили или не совсем. Поэтому всякие правила всегда имеют вспомогательную роль. А непосредственно может сработать отождествление с теми или иными ситуациями или с героями тех или иных ситуаций.

И вот об этом говорит Андрей Критский, что праведным подражай. Там много примеров и неправедных, и они тоже должны быть не менее ярко запечатлены в памяти, — главное не перепутать, где кто, — для того, чтобы от них уклоняться.

Надо подойти к Библии прежде всего в тех примерах, которые мы имеем для лично себя. Для этого надо не подряд читать всю Библию, а читать своего рода такую детскую Библию. Детская Библия протестантская — совершенно не такая, она для того, чтобы дети запомнили разные сюжеты. Может, это даже неплохо, но духовного смысла в этом особо нет. А вот та «детская Библия» в кавычках, которой является покаянный канон Андрея Критского, – это именно те эпизоды из Библии, те ситуации, которые нам надо применять в своей жизни, и которые должны у нас четко откладываться. Эти моменты из Ветхого и Нового Завета мы особенно должны знать. И причем, там сразу дается и понимание. Они не просто выбраны, там прямо показано, что нужно делать. Даже если в каком-то отдельном тропаре Андрея Критского может быть не сказано, что хорошо, а что плохо, но по контексту понятно.

И вот поэтому, если мы хоть немножко грамотные люди,  надо стремиться к тому, чтобы каждый эпизод канона Андрея Критского для нас ясно связывался с Библией. Чтобы мы хорошо понимали, что за этим стоит, чтобы все эти имена были нам известны. Чтобы не спотыкаться об их чтение. И чтобы каждое простое воспоминание об этих именах, об этих эпизодах, оно прямо включало такую лампочку у нас в голове. Для молодого поколения скажу – это как гиперлинк, по которому мы кликаем, и сразу там открываются окна, которые можно читать дальше.

Вот для чего нужен Великий Канон, вот для чего там нужно столько имен, столько эпизодов. Для того чтобы их знать. Если мы будем просто внимательно слушать, а потом еще и желательно почитать Библию самим. Есть такие издания Великого Канона, где написано даже, в каком месте Библии что рассказано, поэтому еще легче читать с такой подсказкой. Так, во-первых, приобретётся общее знание. Во-вторых, оно будет не бессмысленно с точки зрения духовного знания. Потому что бывает, что люди ученые знают Библию очень хорошо и почти наизусть, и могут многое про нее рассказать, но это знание духовно бессмысленно. Здесь у нас будут знания очень скромные, но не бессмысленные.

Вот для чего нужен Великий Канон, он открывает путь в Библию.

Аминь.