Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

При воскрешении дочери Иаира — первом чуде воскрешения, совершенном Христом, — присутствовали, если не считать ее родителей, только Его ближайшие ученики: Петр, Иаков и Иоанн; воскрешая умерших, Христос показывал, что Он может воскреснуть Сам; мертвый человек в Евангелиях означает мертвость нашей души, которую Господь может оживить; никто не может стать по-настоящему верующим и христианином, если с ним самим такого не произойдет, то есть если он не был мертв и ожил; исправить нам нашу жизнь можно только чудом, которое всегда происходит в ответ на наше желание исправления.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о воскрешении дочери Иаира, начальника синагоги. Дочь его была тяжко больна, уже была при смерти, когда ее отец решил обратиться к Иисусу. Пока Иисус шел в его дом, дочь уже умерла, как заметили домашние и послали человека к отцу сказать, что идти уже не к кому, и чтобы он понапрасну не беспокоил учителя, потому что и исцелять уже некого.

Но Христос сказал, что она не умерла, а спит. На это ему как-то грубо отвечали, потому что все на самом деле прекрасно знали, что она уже умерла. Тогда Христос взял с Собой в то помещение, где лежало тело, только ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна,которые потом были избранными и при Преображении, и которые еще до воскресения узнавали тайны Божии, — и родителей, отца и мать этой девочки, и воскресил ее.

Христос сказал ей: девица, встань! Она встала после этого и, действительно, ожила. Вот такое было событие в сегодняшнем евангельском чтении. Это не притча, а совершенно реальное событие. Но все действительные события, о которых рассказывается в Евангелии, подобны притчам в том отношении, что они все равно что-то поясняют и объясняют.

Конечно, догматический смысл – самый главный – в данном случае очевиден. Это было первое чудо воскрешения, которое совершил Иисус. До этого Он никого не воскрешал, а только исцелял. Этим чудом Он начал доказывать, поскольку приближалось уже время Его собственной смерти и воскресения, что Он может воскреснуть и Сам, если воскрешал других.

После этого события будет воскрешение сына Наинской вдовы, где смерть была гораздо более очевидна, потому что его уже несли в погребальной процессии. И уже потом будет воскрешение Лазаря, который не только умер, но уже начал разлагаться. Это все в будущем, а вот сейчас Он показывает первое чудо воскресения. Таков догматический смысл сегодняшней истории.

Но мы как всегда должны помнить, что все евангельские события имеют не только догматический смысл, но и аскетический. Буквальный смысл они могут и не иметь, сейчас я не буду приводить примеры, но в любом рассказе всегда есть догматический и аскетический смысл.

Аскетический смысл – это тот, который говорит нам о чем-то, относящемся к нашим личным трудам для нашего спасения. История дочери Иаира в этом смысле очень много нам говорит о том, что относится к нашему личному спасению, то есть как нам спасаться каждому в отдельности.

В частности, вот в чем аскетический смысл: мертвый человек означает мертвость нашей души. Видно, что она мертва, и те люди, которые утверждают это, глядя на нее со стороны, не ошибаются. Действительно, она умерла. По представлениям человеческим, с этим справиться невозможно. Поэтому смеются над Тем, Кто говорит, что может исцелить. Что ж тут исцелять, если это уже мертвое?

Подобно этому мы можем подумать сами о себе, я уж не говорю о других. Если мы будем думать о других, то это будет осуждение, совершенно не наше дело. Но о себе мы можем подумать: вот, моя душа практически мертвая. Я вроде бы знаю, что надо исправляться в этом, и в этом, и в этом, а я совершенно не исправляюсь. Следовательно, действительно моя душа мертвая.

Этот вывод будет правильным – действительно, мертвая. Но если из этого наблюдения сделать следующий вывод, что раз она мертвая, то надо оставить как есть и больше ничего не делать, то этот вывод будет неправильным. Сегодняшняя история является одним из тех многочисленных поучений, которые нам об этом говорят.

Господь для того и нужен, что Он может делать то, что по-человечески невозможно. В частности, Он может оживить мертвое. Хоть она, моя душа, и, действительно, мертвая, но это не значит, что она не может воскреснуть. Даже более того – никто не станет по-настоящему верующим и христианином (я не говорю хорошим христианином, пусть хотя бы плохим, но по-настоящему верующим), если с ним самим такого не произойдет, то есть того, что он был мертвым и ожил.

С точки зрения христианства, верующий в каких-то отношениях был безобразен, неисправим и мертв, но потом, если он попросит помощи Божией, но при этом сам будет стараться в этом участвовать, стараться исправиться, стараться удержаться, если он исправится, то он поймет, что Бог способен воскресить мертвых.

После такого участия Божия в нас, мы действительно убеждаемся и в бытии Божием, и в том, что это такое, и зачем нам молиться. Потому что никакие чудеса, о которых мы где-то читаем и слышим, даже если они происходят с нашими личными знакомыми, так нас по-настоящему и не убеждают, если мы в своей собственной жизни не будем рассчитывать на такие чудеса.

Но мы должны рассчитывать на такие чудеса в нашей собственной жизни. Мы должны, прежде всего, рассчитывать на те чудеса, которые позволяют исправить нам нашу жизнь. Если мы понимаем хоть немножко, какая существует дистанция между нашей жизнью и христианской жизнью, насколько много там нужно исправить, то, конечно, нам станет совершенно понятно, что исправить нам нашу жизнь можно только чудом.

Если чудо совершится хоть в какой-то и не большой для нас области, то, конечно, оно будет для нас убедительным. Хотя, может быть, раньше нам были нужны какие-то более материальные чудеса, когда мы по молитве спасаемся из очень опасных ситуаций, исцеляемся от болезней – это тоже нас направляет к вере. А куда это, и как направляться к вере?

Мы направляемся к вере, когда, исцелившись от телесного недуга, избежав какой-то физической опасности, осознаем, что гораздо большей опасностью нам грозит духовный недуг. От духовного недуга мы тоже должны исправляться, и это нам дает благодать Божия, если мы будем обращаться с молитвой.

Поэтому будем стараться быть православными христианами, и если мы видим себя мертвыми, то должны вспоминать о дочери Иаира. А если она для нас слишком хороша, потому что была такой мертвой, которая почти не отличалась от живого, то будем вспоминать о сыне Наинской вдовы. А если и он для нас слишком хорош, то будем вспоминать — и это, наверное, лучше всего – Лазаря, который уже смердел и разлагался.

Даже если мы таковы, то будем, ничтоже сумнящеся, просить Господа, чтобы Он нас воскресил.

Аминь.