Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем исцеление слепого, которое стоит в ряду воспоминаний Евангелия от Иоанна, которое находится между Пасхой и Вознесением. И именно сегодняшнее воспоминание, сегодняшнее чудо продолжает то, которое было в Неделю о расслабленном две недели назад. Расслабленный должен был омыться в купели Вифезда, а сегодняшний слепой — в купели Силоамской; всего было две таких больших купели для множества паломников с северной и южной сторон Храмовой горы.

Чудеса эти связаны между собой еще тем, что, как мы говорили, когда речь была о расслабленном, что чудеса Евангелия от Иоанна повторяют события Исхода. И вот то, которое было о расслабленном, повторяло переход через Иордан. Как сказано во Второзаконии, после 38 лет блуждания в пустыне – там эта цифра названа, а не 40.

То чудо, которое сейчас, тоже  повторяет, как ни странно, переход через Иордан, и это связано с тем, что таких мест уже было два во времена Иисуса. Потому что еще ближе сегодняшнее чудо вспоминает совершенное пророком Елисеем исцеление Неемана, сирийца – «сирианина» по церковно-славянски. Причем это настолько похоже, что соответствующий текст Евангелия от Иоанна просто близко к тексту пересказывает Книгу Царств – там те же самые выражения. Это вот к вопросу от том, как читать Евангелие.

Люди считают, что Евангелие можно читать как рассказ для детей младшего возраста и понять сюжет, понять, кто такой Иисус и зачем. Но на самом деле, конечно, это не просто не так, но это совсем не так. Евангелие для современного человека скорее похоже на компьютерный текст со множеством гиперлинков – его открываешь, читаешь, «кликаешь» другое окно, а там еще и еще окна.

И вот то окно, на которое непосредственно отсылает сегодняшний рассказ – это рассказ об исцелении Неемана сирианина, и он читается как паремия на Богоявление, когда он омылся в реке Иордан. А этот рассказ, конечно, в свою очередь отсылает к переходу через Иордан во время Исхода – вот почему такое особое свойство Иордана.

Во времена Иисуса был на пути от Иордана до Иерусалима источник Елисея, где вспоминалось это чудо. Мимо этого источника нельзя было пройти от Иордана в Иерусалим. То есть это была отдельная остановка. Поэтому получается как бы два события в Евангелии от Иоанна в новом Исходе – два перехода через Иордан, которые там описаны. Это чудо о расслабленном и чудо о слепом.

В чем здесь главное сходство с исцелением Неемана, военачальника ассирийского, который не был не только иудеем, но даже и вообще не исповедовал истинного Бога? В том, что здесь, в нашем сегодняшнем чуде, глаза сотворяются из ничего. Не просто прозрел слепорожденный, а прозрел такой слепорожденный, у которого вообще не было глаз, были только впадины для глаз.

У Неемана, как описывается, тоже не просто сошла проказа, а появилась новая кожа, как у младенца. Кожа была сотворена заново вместо больной кожи. И не просто заново, а такая, как у младенца, чтобы она потом дальше старела. И вот это одно чудо отсылает к другому. Иисус повторяет путь Исхода, но в том понимании Исхода, — запечатленном, в том числе, и в виде святых мест, а не только в виде текста, — которое было в Его время в Иудее, а не то, которое мы сами можем прочитать из Книги Исход, если мы будем ее понимать буквально. Это тоже очень важно.

Теперь, наконец, какой духовный смысл этого чуда? Духовный смысл в том, что то обновление, которое нам дается, не является каким-то просто изменением того старого, что  у нас было, а по сути это все новое. Мы заново рождаемся, как говорится о крещении, о начале духовной жизни, но это надо понимать очень буквально. У нас действительно появляется человеческая душа, человеческое тело,  но они в каком-то смысле новые. Как у младенца они еще не испорчены никакими болезнями, так и у нас они оказываются не испорченными никакими болезнями.

То есть наше исцеление духовное – это не ремонт техники, после которого она уже все-таки не такая хорошая, как новая, а это замена техники, она становится новой. Другое дело, что эта новая техника, пока мы еще живы, опять может стать старой – поэтому у христиан такая борьба, обычно все не с одного раза получается. Но вот важно понимать, как это. Почему это важно понимать? Почему это не просто интересные сведения, о которых в принципе еще можно и не знать. Конечно, их можно и не знать, но лучше знать. А какая в этом знании практическая польза? Очень большая.

Польза та, что мы часто впадаем в помыслы неверия, отчаяния и тому подобного, когда видим в себе закоснелость всяких греховных навыков, слабость нашу к физическим подвигам, а также и душевным подвигам, духовным, и прочие вещи, которые обычно мы в себе можем очень хорошо увидеть. Вообще, когда речь о том, чтобы найти причину, почему мы не можем спасаться и подвизаться, то здесь у нас обычно серьезных проблем не возникает.

А ответ здесь такой: да, это, может быть, все и правильно, но это совершенно ни о чем не говорит. Потому что если мы захотим от Бога спасения, то все нужное нам для спасения Бог даст. Это не означает, что мы обязательно исцелимся от тех или иных болезней, хотя может быть и такое. Может быть, нам вообще не полезно от них исцеляться, а полезно даже от них и умереть, но главное, что мы получим исцеление душевное, получим пользу.

И никогда не нужно думать, что укоренение в тех или иных грехах, закоснение в них невозможно Богу исправить. Богу, конечно, не только это возможно, но Он обязательно именно так и сделает. Это не то что какое-то редкое чудо, которое, конечно, Бог может сделать и даже на самом деле делает, но для редких очень людей, в редких случаях. Нет, это Бог делает абсолютно всем людям, хотя и это тоже можно назвать чудом, и Он это делает абсолютно во всех случаях, когда они каются.

Это то, что является фундаментальным не только в моих личных, а вообще взаимоотношениях всех людей с Богом. Поэтому это есть для всех и всегда, и мы всегда не просто можем, а просто обязаны именно на это и рассчитывать, и тем самым не можем поддаваться тем помыслам, что вот у меня все идет плохо, поэтому я больше не буду стараться или стараться буду, но не очень.

Понятно, что идет плохо, но получше или хорошо пойдет не в силу того, что ты будешь больше стараться, и начнет больше получаться, а просто вот само начнет. То есть здесь не будет такой прямой связи, потому что ты не можешь сам себя создать заново. На самом деле то, за что мы боремся – это чтобы быть созданными заново, чтобы родиться заново, вторично родиться.

Как-то странно было бы думать, что бывают такие усилия, которые мы могли бы совершить, чтобы самих себя родить. Это просто абсурдно. И если нам все-таки нужно родиться заново, надо понимать, что мы не сами себя рождаем. Поэтому то, что у нас не  получается – это совершенно в порядке вещей. Мы просто должны делать то, чтобы Бог, когда Ему угодно – а Ему это угодно тогда, когда это лучше для нас, только для нас самих, — это в нас совершил.

Вот о чем нам говорит в особенности сегодняшнее чудо о слепом, и о расслабленном, и то чудо о сирийском военачальнике Неемане, к которому оно отсылает нас непосредственно, но, конечно, и то главное чудо, к которому отсылают все эти чудеса – переход через Иордан и вселение в Землю Обетованную.

Аминь.

епископ Григорий