Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память Всех Святых, и в евангельском чтении было о том, кто такие святые, и как обращается Господь к своим ученикам и ко всем для того, чтобы все стали святыми.
И вот из этого обращения в Евангелии от Матфея мы видим одну такую абсурдную вещь, которая объясняет нам, почему все у святых в жизни христианской непросто складывается. Не просто о том, что самим трудно стать святыми – это бы еще ладно, но вообще чтобы хотя бы понять что это и зачем – все это очень непросто.
А именно, там говорится, что если что, если вы будете «верующими во имя Мое», то есть если вы действительно пойдете за Иисусом, то получите то, что обещают, а именно сторицею. Может быть, не все понимают, что такое «сторицею» по-церковнославянски – многие считают, что это просто очень много. Но по-церковнославянски, как и по-гречески, это означает «в сто раз больше».
Чего сто раз больше? Хорошо крестьянам, когда земли в сто раз больше обещают. Но обещают так же в сто раз больше жен, и это, конечно, буквально поняли мусульмане, которые по-своему это трактуют, но даже они не согласились с тем, что так же и в сто раз больше и мужей обещано, а также братьев, сестер. Конечно, многие хотят, чтобы у них было побольше братьев и сестер, но в сто раз больше – это явный перебор.
Из этого обещания уже ясно, что если простым человеческим разумом это понимать, то просто получится абсурд, на что еще Ориген обращал внимание. И если считать, что Господь хотел нам таким образом что-то объяснить, озадачить, то мы должны помнить, что вообще серьезное понимание чего бы то ни было, а особенно Слова Божия, начинается только тогда, когда мы серьезно озадачены. То есть только исповедуя свое непонимание – повторю это в очередной раз, – можем начинать что-то понимать.
Пока нам кажется, что нам все понятно, и каким-то своим крестьянским или, наоборот, интеллигентным разумом мы это все сразу охватываем, это путь в ересь. Потому что это уже само по себе является ошибкой. Мы часто что-то понимаем неправильно, а если это относится к Евангелию, к Спасителю, то это все опасно, потому что это все ведет в ересь.
Бывают люди, которые считают, что можно прочитать Евангелие, которое написано на человеческом языке, и будет все понятно примерно так же, как понятна инструкция к холодильнику или пояснение к какому-то художественному произведению, но даже не Достоевского, а нравоучительным рассказам Льва Толстого. Такие люди не могут не впасть в ересь, — или разве что они вообще не будут верующими, не будут верить Евангелию, будут оставаться в своем безбожии.
Потому что требуется существенно иное понимание. Например, надо правильно понимать, что такое «сторицею», но таких мест в Евангелии достаточно много. Это нельзя выяснить рациональным путем – только молясь Богу, и Он откроет. И вот если Он откроет, то будет то, что важно именно в связи со святыми и с нами, если мы еще сами не святые.
Мы должны понимать то, на что нам в Евангелии указывает Господь – что важно, с кем мы дружим, с кем мы в одном обществе. Если мы в Церкви, то мы должны быть в одном обществе со святыми. Мы должны понимать, что нормально, естественно, хорошо то, что делают святые.
Когда мы хотим быть «как все», то есть не выбиться от какого-то общества, которое для нас ценно, и если это общество для нас – общество святых, — тогда хорошо быть «как все», — если «все» для нас святые, а остальных для нас не существует. А если «как все» — это как неизвестно кто, пусть это даже не безбожники или люди непонятной конфессиональной ориентации, и пусть это даже «все» прихожане нашего прихода, но если они не святые, то совершенно не надо им подражать.
Мы здесь общаемся не для того, чтобы заражаться болезнями, которыми каждый из нас страдает. Мы должны понимать, что Церковь называется врачебницей, но во врачебнице находятся больные. Также надо понимать, что болезни у нас инфекционные, и даже когда мы находимся в Церкви, даже в истинной, даже в приходе, мы все равно находимся в инфекционной больнице, где нужно очень тщательно соблюдать правила гигиены – и персоналу, и врачам, тем более, что тут такой персонал, что сами тяжело болеют.
То есть все очень плохо для того, кто состоит в нашей врачебнице. И поэтому меры гигиены нужны. Для этого нам нужно знать, кто настоящий персонал. Но просто так все устроено, что врачами быть некому, и приходится из своих рядов выбирать, но христианам всегда надо иметь представление о настоящих врачах. Это не только те, кого мы специфически называем бессребрениками, но это относится вообще ко всем святым. Вот им надо подражать, с ними надо быть в компании, с ними надо советоваться.
Есть даже такой очень хороший метод – в какой-то жизненной ситуации представить себе, как бы тут повел себя тот или иной святой, которого я получше знаю. Есть ведь какие-то святые, которых я представляю себе лучше, а с годами такого материала в голове у нас больше становится. Вот как бы он поступил?
Не надо смотреть, как поступили бы Петя или Маша, даже если они наши прихожане, а надо смотреть, как поступил бы святой, и стараться поступить так же, если смогу. Если я понимаю, что уже поступил, и отнюдь не похоже на святых, то в этом надо каяться, потому что это уже наверняка греховный поступок.
Вот это и есть наше, христианское, отличие: мы в одной компании со святыми. В этом смысле мы имеем сто жен, сто детей, и даже не просто сто, потому что сто – это просто указание на большое число, но оно стремится к бесконечности. И это не то удовольствие, которое житейский человек может получить от того, что чего-то у него там побольше. Ведь даже и одна жена или один муж — это часто довольно сомнительное удовольствие, а сто таких было бы уже совсем безобразием.
А мы имеем другое, что для нас гораздо ценнее, чем то, чем живет обыкновенный человек. Когда приводятся в священном Писании примеры об общечеловеческих ценностях, которые могут быть самые разные, причем, Бог может через такие примеры Свое собственное поведение объяснять – например, хищение чужого имущества, блуд, где Бог Сам Себя называет бандитом, говорит, что Он мстителен, — имеется в виду категорически не в том смысле, в каком житейски это все можно понять. И чтобы это мы поняли, Священное Писание, доводит эти тезисы до абсурда, как например, мы сегодня читали.
Поэтому повторю: либо мы дружим со святыми, и они наша семья, на них мы ориентируемся, мы хотим быть такими, как они, когда мы хотим быть «такими как все», — или мы от Церкви отпадаем, если даже мы подражаем друг другу здесь в приходе. И ничего тут не попишешь.
Поэтому только на святых можно ориентироваться, и тогда в веке сем или в будущем мы точно будем иметь жребий со святыми.
Аминь.
епископ Григорий