Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем воспоминание изгнания Адама из рая. Этот же день у нас Прощеное воскресенье, когда мы готовимся вступить в Великий пост, готовимся простить друг другу, потому что в подготовке к Великому посту, как и в самом Великом посту, главное не то, что связано с едой или ее отсутствием, а то, что связано с нашим внутренним и душевным устроением.
Конечно, в этом устроении очень важны такие возвышенные вещи или их отсутствие, как молитва, смирение и так далее, но для того, чтобы было это, надо, чтобы было другое, точнее, чтобы не было другого. А именно, чтобы не было никаких обид. Поэтому так важно думать о прощении, поэтому сегодняшний день нам особенно напоминает, об этом же напоминает нам евангельское чтение, которое было сегодня за литургией. Если мы прощаем, то и Отец наш небесный простит, а если не прощаем, то не простит – сегодня мы это читали за литургией в Евангелии.
Почему же это так важно? Конечно, над православными иногда смеются, когда говорят: “Что это вы один день выбрали в году, когда просить у всех прощения, а все другое время можно как угодно гадить и вообще жить непонятно как?” Если люди действительно таковы, считающие себя православными, то тогда над ними смеются справедливо, потому что смысл сегодняшнего совершенно в другом. Смысл в том, чтобы нам раз в году особо проверить себя, не осталось ли что-то не прощенное за год.
Конечно, надо было в течение всего года просить прощения и исправлять свою жизнь. Это само собой, и это многократно нам заповедано. Более того, мы должны все время причащаться, а мы не можем причащаться, если мы на кого-то имеем обиду. Об этом говорится в Евангелии. Но поскольку, несмотря на то, что мы так старались в течение всего года, у нас все равно было много всяких увлечений, рассеяности и так далее, то в нашей этой работе был определенный процент брака, и чтобы его, пусть и не свести к нулю, но хотя бы уменьшить, у нас есть еще особый день в году, когда нам нужно подумать о прощении и, конечно, испросить его лично, если есть такая возможность.
Что такое прощение, и чем оно отличается от бесконфликтности? Конфликт – это отношение, возникающие из-за того, что какие-то есть противоречия между людьми. Ты можешь быть прав, можешь быть неправ, но конфликты все равно неизбежны. Даже если ты всегда будешь прав, хотя это абсолютно невозможно, конфликты все равно будут. Более того, если мы не идем на конфликт, то мы согрешаем во многих случаях, потому что надо стоять за правду, надо защищать правду и бороться с несправедливостью, а все это всегда конфликты.
И Сам Христос, если мы почитаем Евангелие, был страшно конфликтной личностью. Вечно он кого-то обижал, кого-то поддевал, кого-то настолько доводил “до белого каления” Своими словами, что Его хотели убить. Это все совершенно буквально, я нисколько не утрирую. Поэтому конфликты конфликтами, а прощение прощением.
Конечно, к конфликтам всегда нужно относиться критически: а правильно ли я здесь вообще лезу, правильно ли я возражаю, может быть, я неправ? Или так: может быть, я прав, но не вполне. Скажем, какую-то позицию я лишь частично правильно отстаиваю, но ее надо корректировать. Или, скажем, так: моя позиция правильная, но столько вношу сюда эмоционального негатива (а так часто бывает),что вообще она может превратиться и в неправильную, потому что не всегда цель оправдывает средства. Может быть, и оправдывает, если получается в итоге меньшее зло, если получается, хоть и с эмоциональным негативом, какую-то правду отстоять, но, может быть, и нет. В любом случае эмоциональный негатив – это и есть безобразие.
Поэтому, разрешение конфликтов – это отдельная и большая проблема. Она тоже связана с нашими грехами, об этом тоже надо думать. А вот что касается прощения или непрощения, обид или не обид – это более поверхностная проблема, но если ее не решать, то никогда нельзя уйти вглубь. Поэтому я могу считать, скажем, что с этим человеком у меня очень большие противоречия, но не может быть никакой причины, чтобы на него обижаться. Об этом еще сказал авва Дорофей, когда в своей книге он пишет, что человек, который начинает гневаться на обидчика, уподобляется собаке, которая принимается грызть брошенный в нее камень.
Поэтому любой человек, который приносит нам или кому угодно любое зло, он не должен нами восприниматься как какой-то сознательный субъект. Потому что в этом смысле его судит Бог, и он сам себя судит, если хочет. Но это не наше дело – для нас он просто объект, который вот просто в нас прилетел как стихийное бедствие. Конечно, надо смотреть, почему это произошло. Если в какой-то области часто происходят землетрясения, то дома там строятся с определенной предосторожностью. Если мы вынуждены общаться с какими-то людьми, с которыми у нас какие-то сложности, то мы тоже должны с ними общаться с какими-то предосторожностями.
Тем не менее, это не значит, что мы на них можем как-то обижаться. И вообще считать, что они там какие-то особо плохие из-за того, что они такие. Это не наше дело, почему они такие. Совершенно не наше дело. И, главное, мы не должны быть с ними плохими, но мы должны не иметь к ним никакого личного недоброжелательства. И наоборот, надо стремиться, чтобы всем было спасение души, и чтобы необходимое для этого исправление собственной жизни и нрава как-то в жизни своей могли получить. В любом случае, не нам их судить.
Могут быть причины для очень серьезных конфликтов с людьми, могут быть причины для войны, когда там приходится и убивать кого-то. Солдат вражеской армии никогда не считается военным преступником, поэтому он как военнопленный имеет к себе иное отношение – ничего личного против него не имеют, хотя в какой-то ситуации его готовы убить. Вот так же и в отношении к людям вообще: мы не должны иметь никаких личных обид, недолжны считать, что они преступники против нас, даже если речь идет о настоящих преступниках против нас.
Да, перед законом гражданским, со светской точки зрения, возможно, так и есть. С точки зрения духовной ничего такого быть просто не может. Может быть то, что промысл Божий, попущение Божие сделало так, что на меня воздействуют такие вот силы. Я должен исправиться и подумать: для чего это, отчего, что надо в себе переменить, чтобы этого дальше не было.
Если у нас остается какое-то огорчение на людей, это означает, что мы сами виноваты, что мы не хотим жить в реальном мире, где существует Бог и промысл Божий, и разные орудия этого промысла. Хотим жить в мире каких-то фантомов, каких-то людей, которые ходят и против нас чего-то имеют, или мы против них имеем. Хотим вот в этом придуманном нами самими мире оставаться, а не получится. А получится то, что, в конце концов, мы выйдем из этого мира, и реальность окажется сильно не такой, как мы думали, и это ничего хорошего нам на том свете не сулит.
Поэтому надо использовать разные возможности для того, чтобы приводить себя в порядок. Да, надо каждый день каяться. Да, есть правило апостола Павла: “солнце да не зАйдет во гневе вашем”, — то есть, по возможности, если с кем-то поссорился, или какая-то неприятность произошла, надо до захода солнца в тот же день примириться. Это все надо делать. Перед причастием надо делать это особенно. Каяться со своей стороны, тогда постепенно эта обида уйдет.
Но также надо ежегодно пользоваться таким днем, какой у нас вот сейчас перед Великим постом, и сам Великий пост использовать как время, когда надо посмотреть на себя, изучить себя – что задевает меня, что нет, что не должно меня задевать. Тогда мы, вспоминая Адамово изгнание, будем понимать, почему мы изгнаны из рая, что нам мешает туда прийти. Постепенно мы дадим Господу Иисусу Христу сделать то, ради чего Он пришел на землю, а именно, чтобы нас, каждого конкретно поместить в рай.
Аминь.