Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Днесь весна душАм, — говорится в начальных словах канона сегодняшнего дня. Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует, — говорится в эксапостиларии. И слово Григогрия Богослова на этот день, которое мы тоже сегодня немножко почитали, и оно тоже говорит о том, что начинается весна. Конечно, имеется в виду и весна как время года, которое действительно начинается. Но зачем говорить о каком-то времени года, если в этом нет никакого символического смысла, более важного? И он здесь есть. И даже где-нибудь в Перми (где, как фотографировали вчера, – лежит глубокий снег и никакая весна не начинается) все равно суть этого праздника совершенно не меняется, она точно такая же. А именно: происходит наше собственное обновление.
Первый и главный день Пасхи, который продолжается неделю, всю Светлую седмицу, уже прошел. Но праздник еще продолжается, и вот эти дни праздника, начиная с сегодняшнего, которые остались после Светлой седмицы, располагают нас к тому, чтобы как-то жить дальше. Потому что каждый праздник нас располагает к тому, чтобы как-то жить дальше по-новому.
Были постные дни, для того чтобы нам сосредоточиться, собраться и встретить праздник. Потом мы встретили праздник, он тоже нас располагает к памяти Божией, чтобы всегда иметь с собой Бога. Но чтобы праздник остался в нас и чтобы он не ушел, а вместе с ним – все христианство, нам нужно что-то делать дальше. И вот к этому нас в особенности располагает сегодняшний день. А потом также к этому будут располагать и оставшиеся праздничные пасхальные воскресенья, но особенно сегодняшнее.
Мы должны научиться жить обычной жизнью, которая не состоит в том, чтобы мы так все время сосредотачивались, как в посту, потому что невозможно быть все время одинаково напряженным и сосредоточенным. Даже святые монахи пишут, что это невозможно. Но наши некоторые физический отдых и физическое расслабление не должны превращаться в расслабление духовное, потому что если физически телу необходимо пребывать в некотором расслаблении некоторое время (каждые сутки мы спим, например, не говоря о всем прочем), то духовно мы не должны никогда быть в расслаблении. Потому что расслабление в духовном смысле слова – это, конечно, только грех, только отпадение от Бога, вообще говоря, это смерть. А здоровая духовная жизнь не предполагает никаких расслаблений.
И чтобы нам сейчас научиться при спокойной и расслабленной физически жизни все-таки не отпадать от Бога, – к этому нас располагает эта весна. Что это должна быть за весна? Это должна быть весна нашего пробуждения, духовной жизни. Причем, когда мы пробуждаемся в пост к духовной жизни, это еще не так понятно, потому что нам может показаться, что мы пробуждаемся к духовной жизни, а на самом деле мы стали исполнять некоторый комплекс физических упражнений, касающихся еды, земных поклонов, большего времяпровождения за богослужением и так далее. А душевно – еще неизвестно, начали мы или нет. Конечно, надо начать. Но результата не видно, даже если он есть. А вот сейчас уже надо просто начать, и внешним образом будет нечем прикрыться. Все нас будет отвлекать.
Мы будем говорить сами себе: как же можно всерьез в такой среде, в которой я нахожусь, сохранять христианство? Никак невозможно. Вот скоро будет пост, — будем думать, предположим, о Петровом посте, который действительно скоро, — и вот тогда я уже буду жить по-христиански. – Это, конечно, все ерунда и самообман. Так жить нельзя. Надо думать о настоящем, о том, что поста нет, а жить надо. И вот к этому нас располагает эта весна – пробуждается наша жизнь, которая и без поста является нашей настоящей жизнью, к которой мы все призваны.
Аминь.