Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Пост нам нужен для того, чтобы поститься, в первую очередь, духовно; пост является воздержанием от того, что, в принципе, нам позволено; еще больше, чем в обычное время, надо стараться во время поста помогать ближним; надо помогать каким-то бесполезным с нашей точки зрения людям и лучше так, чтоб они об этом и не знали; необходимо стараться подражать святым; нужно не только внимательно слушать песнопения за богослужением, которые всегда содержат духовные поучения, и стараться применять их в жизни, но и как можно чаще читать святых отцов дома.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня на вечерне мы слышали стихиру – ” Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне…”. Все мы понимаем, что пост нам нужен для того, чтобы поститься, в первую очередь, духовно. Все наше телесное пощение служит лишь некоторым средством для этой цели – духовного поста. Что такое “поститься духовно”?

Наверное, все знают, что “пост” – это синоним “воздержания”, и поститься духовно значит воздерживаться от каких-то ненужных удовольствий. Речь идет не о том, чтобы воздерживаться от грехов, потому что пост не является воздержанием от грехов. Пост является воздержанием от того, что, в принципе, нам позволено. То есть, пост – это ограничение допустимых для нас удовольствий.

Это все правильно, но далеко не исчерпывающе. И более того, если знать о духовном посте только это, то оно будет весьма трудноосуществимо. Прежде всего, поститься духовно – это есть другую пищу, питаться той пищей, к которой мы всегда должны стремиться, и всегда должны получать. Пост – это особое кормление такой пищей, можно сказать, санаторный режим. Но что же это такое?

Об этом опять рассказывает нам богослужение, в том числе и сегодняшнее. Мы слышали о том, что нужно делать какие-то дела, которые мы обычно не делаем, или делаем мало. В частности, это касается помощи ближним. Эти дела мы и так должны делать, потому что через это мы и спасаемся, особенно когда помогаем тем, кто сам в ответ не может нам помочь. Вот Бог нам за них и отблагодарит.

Нужно об этом думать всегда, стараться находить возможность помочь, а повод и искать не надо – он всегда есть. Об этом нужно задумываться в пост еще больше, чем в обычное время. Не каждый имеет возможность что-то физически делать для другого, хотя и такого в нашей жизни тоже немало, но деньгами мы можем помочь почти всегда.

Надо помогать каким-то бесполезным с нашей точки зрения людям, а еще лучше делать так, чтоб они об этом и не знали, или, по крайней мере, чтоб они не знали, от кого это исходит. Но это только одно условие. Это может осуществляться только как следствие чего-то внутреннего, духовного. А что же это “внутреннее и духовное”? О чем тут говорит наше богослужение?

Мы весь пост вспоминаем о том, как сотворен был мир, как пал человек. Сегодня мы как раз читали книгу Бытия, где говорится о сотворении человека и о том, как Господь нас выводит из этого положения. Выводит Он не всех, а только тех, кто сам согласится, кто сам захочет хотя бы пассивно, так скажем. Об этом нужно все время думать. Но для того, что бы об этом все время помнить и думать, нужно познавать это с разных сторон.

Если мы посещаем богослужение, особенно великопостное, то все время к этой мысли возвращаемся. Но для тех, кто не имеет достаточной возможности, да и в какой-то мере для всех остальных, полезно чтение святых отцов на эту тему. Это первое. А второе – подражание тем, кто жил свято, то есть святым, прежде всего, мученикам и преподобным.

Богослужение каждый день рассказывает нам и указывает на примеры святых мучеников и преподобных отцов. Если не делает это явно, то, по крайней мере, излагает их какое-то учение, так или иначе. Особенно это касается великопостного богослужения, оно учит нас избавляться от страстей и приобретать добродетели. Это само по себе и есть уже учение от святых отцов.

Конечно, хорошо, если мы внимательно будем слушать соответствующие песнопения, которые всегда содержат такое духовное поучение, стараться применять их в жизни. Но для этого должен быть некоторый навык. Навык приобретается от соответствующих писаний святых отцов, которые мы должны читать и не за богослужением.

В церкви тут мы тоже немножко почитываем из святоотеческих писаний, хорошо начать хотя бы с этого, но надо что-то читать и дома, и по возможности каждый день. Если кто-то не может каждый день, то все равно должен это делать часто. Можно это делать весьма небольшими порциями. Можно читать за один раз столько, сколько за один раз запоминаешь, а за второй раз перечитывать то, что читал вчера, и двигаться немножко дальше. Это очень медленный путь, но зато довольно-таки надежный.

Если мы так будем делать, то постепенно будет меняться вообще наш взгляд на всю действительность, наше мировоззрение и мироощущение. Это и должно меняться. Тогда у нас даже инстинктивные реакции на разные раздражители будут совсем не такими, какими они были еще недавно. Вот тогда и будет происходить наше изменение, особым временем для которого является нынешний Великий Пост.