Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Места, где особым образом проявлялась помощь Божья, помощь Его святых угодников или ангелов, всегда почитаются в народе; большинство людей, которые получают исцеление по молитвам святых, продолжают жить так, как и жили раньше, не стараясь исправиться; люди, которые по молитвам получили телесное, постепенно научаются и привыкают просить духовное; взрослые часто строят отношения с Богом как младенец с родителями, который сначала любит их за игрушки и внимание, а потом учится любить просто так; для того, чтобы люди уверовали в чудо воскресения, Христос сначала совершал чудеса исцеления от болезней и воскресения умерших; нам надо уверовать в то, что Христос воскрес и воскресит нас, надо веровать так, чтобы жить со Христом и жить с Ним жизньюв одном Теле; надо учиться полагаться на Бога.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем чудо Архангела Михаила, которое произошло в деревне Хоны. В чем оно состояло, мы слышали только что в чтении праздника, а подробности об этом событии, конечно, до нас не дошли. Места, где особым образом проявлялась помощь Божья, помощь Его святых угодников или, как в данном случае, ангелов, всегда в народе почитаются, но у многих современных верующих людей такое почитание вызывает недоумение.

Люди почитают места после того, как там произошли чудеса, исцеления, то есть тогда, когда была получена житейская польза. Ничего духовного в таких случаях не совершалось. Почему же люди это почитают?

Справедливо можно ответить, что если люди получают телесную пользу, то они будут почитать эти места, приходить сюда. Так можно сказать и про наш храм. В нем находятся мощи разных святых, по молитвам которых происходят исцеления или помощь в процессе лечения. К нам в храм приходят люди, ища помощи у святых мощей.

Конечно, большинство из этих людей, даже если приписывают исцеление Богу, то продолжают жить так, как и жили раньше, не стараясь исправиться. Хорошо, если они поймут, что надо молиться Богу, чтобы изменилась жизнь, и что то плохое, что с ними случилось, было связано с тем, что живут они совершенно против божественных заповедей. Может быть, они это осознают.

Но, как правило, даже осознав это, многие живут по-прежнему, а все конкретные дела исправления откладывают на потом. “Сейчас я очень занят, сейчас мне надо разобраться с такими-то и такими-то делами, а потом я непременно это сделаю”, — так откладывается все дальше, потом необходимость меняться уже не воспринимается так остро, на совесть давление снижается до комфортного состояния, и постепенно все это забывается.

Получается, что люди получили от Бога исцеление, поняли, что исцеление было от Него или через святых Его угодников, но потом все забыли. Это еще хуже, чем если бы ничего с ними не происходило. К сожалению, в большинстве случаев бывает именно так. Но для того и совершаются эти исцеления, чтобы происходило иначе.

Бывает, что и происходит иначе, когда человек не просто высказывает желание исправить свою жизнь, но, пусть и не вполне следуя этому желанию, все-таки старается не отступать. Пусть то, что он делает, не является полным даже и с его точки зрения, а, на самом деле, сделать надо даже больше того, чем кажется с его точки зрения, — но если делается хоть что-то, то тогда жизнь его реально начинает меняться.

Поэтому Церковь никогда не противоречила таким культам, которые поддерживались людьми, казалось бы, из корыстных соображений. На самом деле культы, действительно, очень часто поддерживаются из корыстных соображений. Но именно с этого начинается нечто другое и гораздо более важное: те, люди, которые получили телесное, постепенно научаются и привыкают просить духовное.

Воспитание взрослого человека ничем не отличается от воспитания младенца. Младенец учится любить родителей, потому что они ему дают еду, тепло, заботу, игрушки. Сами по себе эти вещи для ребенка корыстные, а игрушки, казалось бы, даже и бесполезные, хотя и это тоже жизненная необходимость для младенца. Но потом, если все развивается правильно, младенец приходит в сознательный возраст и научается любить родителей, и вообще у него усваиваются правильные принципы отношений со всеми людьми, не только с родителями.

Так же и мы. Если мы начнем обращаться к Богу по каким-то корыстным соображениям, то это, конечно, не является чем-то возвышенным и духовным с нашей стороны, но это является полезным. Потому что, если начнем мы с этого, то, если будем продолжать, придем и к духовному. Очень часто люди, которые думают, что это ниже их достоинства и надо начинать сразу с духовного, не начинают вообще.

Конечно, духовное выше телесного, никто с этим не спорит, но начинать все-таки надо с телесного. Кто думает иначе, тот просто обманывает сам себя. Об этом же все время говорил и Христос. Для того, чтобы уверовали в чудо воскресения, Он перед этим совершал другие чудеса. Большинство из них было связанно именно с исцелением разного рода болящих, и чем ближе по времени становилось главное чудо воскресения, тем тяжелее и тяжелее были болезни, от которых избавлял Христос.

Самые главные чудеса были связаны с воскрешением мертвых. Последнее из них было самое невероятное – воскрешение Лазаря, а до этого было воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги. Оно было первым из чудес воскресения, смерть наступила буквально только что. Можно было бы, хотя и все равно бы никто не поверил, сказать, что она спит. По крайней мере, внешних отличий мертвого от спящего еще не было.

Потом будет сын Наинской вдовы, которого уже несли хоронить – он был воскрешен прямо в похоронной процессии. И только потом уже будет воскрешен Лазарь. Так Христос показывает, что для того, чтобы верить в то чудо, на котором основано христианство – воскрешение Христово и наше собственно воскрешение, — надо к этой вере приходить постепенно.

Постепенно от меньших чудес мы восходим к большим. Это же касается и вообще нашей жизни, не только тех людей, которые жили во время земной жизни Христа, но касается и нас. Нам надо уверовать в то же, во что надо было уверовать и им: всем надо уверовать во Христа, что Он воскрес и воскресит их, что надо веровать так, чтобы жить со Христом и жить с Ним жизнью в одном Теле.

Всем нам в это поверить не просто трудно, но, пожалуй, и невозможно. К вере такой мы возводимся постепенно с помощью различных чудес, не только тех, о которых читаем или слышим, но обязательно и тех, которые происходят в нашей собственной жизни. Со стороны может казаться, что это не ахти какие чудеса, что их можно объяснить иначе.

Очень часто это изменение нашего физического состояния, избавление от болезней после того, как мы обещали молиться и исправить свою жизнь. Я не говорю, что так происходит со всеми. Далеко не со всеми, но так бывает, действительно, часто. Бывают и разные другие чудеса. Среди них избавления от разных опасностей составляют обычно заметную долю.

В таких случаях человек понимает, что его жизнь может закончиться бесславно и нехорошо, что его прошлое ничего хорошего не представляет, жизнь его бессмысленна, и он просит у Бога еще один шанс для того, чтобы измениться. Обычно такой шанс человеку тогда и дается. Тогда некоторые, далеко не все, действительно исполняют свои обещания Богу и пользуются шансом.

Но дальше происходит так, как каждый в своей жизни, наверное, испытал: для того, чтобы дела наши устраивались для духовной пользы, потому что в этом главная наша цель, постепенно и неожиданными для нас способами это все и устраивалось. Часто мы оказываемся в таком положении, которое мы никак бы вообще не могли предположить, что оно возможно. Или то, что раньше казалось невыносимым и неполезным, оказывалось теперь и выносимым, и полезным. И мы уже сами не хотим, чтобы с нами было иначе.

Надо учиться полагаться на Бога. Для того, чтобы учиться полагаться на Бога, приходится учиться самым грубым, самым простым упражнениям. Только в них мы можем заметить, что, действительно, Господь нас не оставляет. Если мы научимся замечать это в грубых вещах, то потом научимся замечать это и в течение всей своей жизни, как мы и должны делать, если мы христиане.

Аминь.