Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем праздник Богоявления. Этот праздник древний и очень важный, а праздник Рождества Христова далеко не такой древний, и в древней Церкви его справляли в разные дни, а в некоторых традициях его справляли даже в день Богоявления. Почему Богоявление праздновалось больше, чем Рождество Христово? Более того – почему исторически даже не запомнилось, когда было Рождество Христово?
Евангелисты, кроме Луки, даже ничего и не говорят о ранних годах Иисуса Христа, а сразу начинают со служения, с проповеди, которая начинается с Богоявления, потому что это и есть самое важное. Евангелие вообще не является биографией. Биографию надо начинать с того, что родился тогда-то в такой-то семье, а евангелия говорят о том, чему и как Иисус научил.
Не так важно, когда Он родился, поэтому абсолютный год Его хронологии вообще неизвестен – мы знаем только примерно, с точностью до нескольких лет, — а важно, Кто Он такой, зачем Он пришел, и что Он делал. Поэтому важная часть рассказа даже Евангелия от Луки и всех других евангелистов начинается с того, что Он пришел к Крещению. Вот насколько важно это событие. А что же там происходит?
Если очень коротко, то Он приходит получить очищение, в котором не нуждается — крещение Иоанново, — но получает то, в чем нуждаются все люди, и меняет смысл этого крещения, потому что в результате освящаются воды, но не все воды, которые вообще существуют в природе, —вопреки распространенному суеверию в наши дни, будто бы даже водопроводная вода сама собой освящается в этот день, — но освящаются только те воды, которые освящает Церковь – вода Крещения.
Святая вода, которая бывает освящена в любой другой день – это все равно та вода, которая освящена Крещением Господним, то есть вода Крещения. После этого открывается Церковь, открывается Царство Небесное, и Глас Святый от Отца, и Дух Святый в виде голубя – это и есть признак того, что отверзлись Небеса, и того, что Бог стал виден, и Сын человеческий стал виден и засвидетельствован как Сын Божий. Вот почему это так важно.
Но всякая догматическая истина имеет и аскетическое содержание. В каком-то другом плане она говорит о том, что происходит с каждым из нас или должно происходить – к чему нам стремиться в нашей собственной одной-единственной жизни. И вот в Слове Григория Богослова, которое мы отчасти успели прочитать, как раз и говорится об этом: Христос нам дает пример, как и нам, прежде чем кого-то учить, и даже прежде, чем что-то делать вообще, нужно иметь очищение. Он начинает Свою проповедь с очищения, а не с того, что выходит и что-то говорит. Вот и нам надо так же. Практически что это означает?
Это означает, что всегда надо иметь покаяние, обращаться к Богу, понимая, что во всем нужна помощь Божия, без Него я ничего не могу, и больше всего проблем не у тех людей, которых я хочу исправить, научить и заставить их что-то делать, чтобы они не были такими плохими и не творили какое-то зло, — хотя, может быть, я и должен быть причастен к решению этих проблем,— но в любом случае, первая и главная для меня проблема – это заставить меня самого не совершать зло, иметь осознание своих грехов, покаяние и исправление. Вот это самое главное – начинать всегда с себя.
Поэтому если мы начинаем что-то без покаяния, а тем более, если мы что-то начинаем вообще без молитвы, то вряд ли у нас что-то хорошее получится. Но «вряд ли» не означает, что точно не получится. Может быть, и получится, потому что милость Божия заключается в том, что когда люди, то есть мы, многократно делают что-то очень неправильно, то Господь отчасти все равно дает им это сделать, чтоб они не приходили в отчаяние, а отчасти вразумляет, чтоб они могли задуматься, сделать выводы и начать жить по-другому.
Во всяком случае, для всех нас самое главное – ничего не начинать без молитвы, ничего не начинать без покаяния. И уж, упаси Бог, без покаяния начинать разборки с другими людьми, даже если это ближайшие родственники в семье. Надо понимать, что нет для меня более тяжелой и более важной, требующей моего внимания проблемы, чем я сам. Поэтому начинаем с себя внутренне, и продолжаем уже так, как совесть позволит и Бог укажет.
Аминь.
епископ Григорий (Лурье)