Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот и наступила Лазарева суббота, предвозвещающая нам и Страстную седмицу, и, самое главное, Воскресение Христово. Эти дни страстной седмицы, которые будут окрашены не в такие праздничные цвета, начинаются с праздника, и даже с возрастающего праздника: сегодня праздник большой и завтра еще больше – Вход Господень в Иерусалим. И завтрашний праздник связан с сегодняшним.

Но воскрешение Лазаря нам особенно памятно по тому объяснению, которое Господь дает этому чуду прежде, чем его совершить: «тот, кто в Меня верует, аще и умрет, оживет». И не просто в последний день. Он говорит, что «Аз есмь путь, и истина, и живот», когда ему Марфа говорит, что знает, что в последний день все воскреснут.  Здесь имеется в виду что-то другое.  Что же другое?

Если понимать эти слова буквально, то получается, что каждый, кто верует в Иисуса, когда умрет, будет воскрешен так же, как Лазарь. Это один из примеров того, что понимать Библию буквально – лучший путь к погибели, и об этом очень много говорили святые отцы, а до них еще говорил Ориген. Здесь Господь выражает мысль неочевидным путем, потому что если буквально, то мы тут увидим абсурд — то, что никогда не говорилось. Никто из апостолов не был воскрешен так, как Лазарь. Лазаря тоже можно причислить к апостолам, но он будет являться тогда среди них исключением.

И вот, указывая таким абсурдом, что нельзя понимать эти слова в прямом смысле, буквально, Господь хочет нам указать не на то, как их нельзя понимать, а как их надо понимать. Как же их тогда понимать? И вот здесь для того, чтобы понять их так, чтобы они имели приложение к твоей собственной жизни,  нужно сделать некоторое усилие. Но с нашей стороны усилие должно заключаться только в одном – чтобы не мешать Богу нам это все объяснить. То есть замолчать. Заткнуться.

Конечно, это от нас требует очень большого усилия – не лезть со своим разумом. И вот по опыту тех, кто так уже делал, кто в общих словах нам уже изъяснили, что здесь имеется в виду, я могу здесь кое-что сказать, но это будут такие слова, которые просто дают некоторую подсказку, как замолчать, чтобы что-то услышать от Бога, но они не заменяют того, чтобы действительно это услышать.

Речь идет о том, что еще до земной смерти и конечного воскрешения, все, кто верует во Христа, призваны получить воскрешение души прежде чаемого общего воскресения, как говорится, например, в Житии святого Григория Синаита, но и другие авторы говорят подобное. То есть внутри мы должны жить так, как предполагается жить после смерти. Если мы сейчас приобретаем уже жизнь вечную, то она будет у нас после смерти.  А если нет, то, может быть, она после смерти тоже будет — конечно, есть на это некоторая надежда, но надежда гораздо более смутная.

Поэтому не боятся смерти святые мученики, святые преподобные, и вообще все святые, потому что они уже сейчас перешли от «смерти», в которой мы живем,  в живот, то есть в настоящую жизнь. Это и есть то воскресение, к которому мы призваны, и о котором, прежде всего, говорит сегодняшний праздник.

Прежде, чем мы будем встречать Господа, пришедшего на вольную страсть в Иерусалим, — это уже завтра, — прежде, чем мы будем переживать события Страстной седмицы, прежде, чем мы встретим Самого воскресшего Господа в праздник Пасхи, мы должны сами перенестись умом к собственному воскресению, которое должно быть внутренним. Именно это дает нам уверение и в будущей жизни, и во всех остальных христианских таинствах и догматах, и во всем, что нам Бог открывает и дарует.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)