Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Хорошо, что у нас сейчас прошло богослужение, когда многочастно, многообразно объяснялось то, что мы сегодня празднуем. Поэтому я могу сейчас об этом не говорить, хотя хотелось бы все равно об этом что-нибудь сказать, но не могу, и вот почему.

Потому что меня будут слушать не больше, чем на одну какую-нибудь мысль. А есть одна мысль, которая гораздо важнее, чем догматическое и какое-нибудь аскетическое содержание этого праздника, к сожалению. И эта мысль сама по себе аскетическая, если можно так сказать, и она касается того, что будет сегодня и особенно завтра.

Еще как-то к великим праздникам христиане подтягиваются, а пришедшие на ночную службу сделали еще дополнительное усилие, чтобы прийти и достоять до конца. Но дальше начинается даже не скатывание вниз, а полет со свистом, и даже не в свободном падении, а с моторчиком, я бы даже сказал, с реактивным двигателем. И вот нужно думать о том, чтобы этого не случилось, чтобы воспринимать праздничные дни, которые сейчас начнутся, а потом будние дни, которые начнутся после святок, как такое же важное дело, как если бы это был Великий пост или Рождественский пост или вот сама рождественская служба.

Потому что мы все время находимся на службе. Понятно, что мы не можем все время не есть. Мы даже не можем все время поститься в том смысле, чтобы все время ограничивать свою еду, но мы можем себя ограничивать в остальном и не ограничивать в другом – в том, что нам полезно. Поэтому, что касается молитвы, то это должно быть всегда. Конечно, есть разные вещи полезные – церковные службы и правила. Но, во-первых, они сами являются средством, во-вторых, они являются следствием. То есть они одновременно и курица, и яйцо. Что первично – это философский вопрос, имеющий много ответов, больше двух даже.

И так же о молитве: что у нас первично – молитва внешняя, которая есть домашнее правило, церковное богослужение, или то, о чем я сейчас хочу сказать? Вот  в данном случае я скажу, что первично то, что внутри. Должна быть память Божия и желание быть с Богом. Эта память Божия может даже посреди всякой лени пробуждаться, тем более физического изнеможения, которое не позволяет прийти на службу или даже прочитать свое келейное правило.

Но память Божия должна быть всегда. Тогда она будет изгонять то, что несовместимо с памятью Божией. А ведь много, что не совместимо в нашей жизни. Вот это и надо унести с собой с нынешней службы. Даже если стояли здесь рассеяно, надо успеть сейчас захватить и взять с собой. Еще не поздно прямо сейчас это сделать – захватить память Божию.

Аминь.