Пророк Божий Илия был тем пророком Ветхого Завета, который учил уже фактически о Новом Завете, и, прежде всего, своей монашеской жизнью; в его дни почти весь народ Израильский отступил и стал служить идолам, и это напоминает то, что происходило с нашей страной; народ стал готов слушать Илию через 3,5 года вызванной им засухи, после того, как многие умерли; чудо с пророками Вааловыми и схождением огня — однако, царица Иезавель не захотела поклоняться истинному Богу, а решила убить Илию; если нам кажется, что только я один как-то пытаюсь сохранять заповеди среди всех людей, то это означает, что мы просто не знаем всех остальных; нужно исполнять волю Божию и заповеди и не смотреть на то, как это делают другие и делают ли; есть от чего испугаться и прийти в отчаяние даже в том случае, если по твоей молитве Бог совершает великие чудеса, как и случилось с пророком Илией; уповать надо только на то, чтобы быть верным Богу; мы можем разделять не только слабости, но и добродетели великих людей.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память одного из самых великих пророков Ветхого Завета, причем такого пророка, жизнь которого и учение особенно близки к Новому Завету, хотя и велика разница между Ветхим Заветом и между Новым. И обычно то, что говорилось в Новом Завете, особенно через пророка Моисея, это то, что относилось к жизни дохристианской, которая должна была нас подготовить к принятию христианства, но сама еще им не была.
Однако пророк Божий Илия был тем пророком Ветхого Завета, одним из немногих, хотя и не единственным, который учил уже фактически о Новом Завете, и, прежде всего, своей жизнью. Потому что, несмотря на то, что это было совершенно не принято тогда, даже и в избранном народе Израиля, но он жил монашеской жизнью, и подвижничеством своим оставил пример всем последующим монахам уже в Новом Завете.
Конечно, многие вещи здесь очень нам близки, даже несмотря на то, что не все из нас являются монахами — независимо от монашества. Чем прославился пророк Илия? В его дни весь народ Израильский отступил к идолам, увлеченный своими царями. Это, конечно, напоминает то, что происходило с нашей страной, только тогда это не продолжалось так долго, как в нашей стране.
Но, как бы то ни было, при пророке Илии народ Израильский, практически весь, а ему казалось, что и на самом деле весь, отпал от истинного Бога и пошел вслед идолам — стал служить Ваалу. Конечно, с этим не мог примириться сам пророк Илия, который пытался что-то сделать, чтобы обратить своих соплеменников, и, прежде всего, нечестивых царей, но ничего не мог сделать.
Но дальше произошло великое чудо, потому что когда он не достиг успеха уговорами, тогда он сказал, что не будет никакого дождя, а, значит, будет засуха и голод, пока я не помолюсь, чтобы дождь не пошел вновь. А пока никто не покается, будет голод. И так оно и произошло: три с половиной года была страшная засуха, от которой многие умерли, но все равно они толком не обращались.
Но через 3,5 года народ был готов его послушать, и тогда произошло это знаменитое чудо с пророками Вааловыми и схождением огня: пророк Илия приказал, чтобы дали жертвенное животное — вола. И одного чтобы дали жрецам Вааловым, а другого — ему. И сначала жрецы Вааловы положили свое жертвенное животное на жертвенник, но нельзя было его зажигать, а надо было, чтобы он зажегся по молитве. И вот они целый день вокруг него молились, скакали и раскраивали себе тела ножами, но ничего не получалось.
Посмеялся над ними пророк Илия и сказал, чтобы ему сделали то же самое, и, наоборот, еще налили воды поверх дров и жертвы. И когда это все почти ужетонуло в воде, тогда он призвал Бога, и все это сгорело. Затем он приказал поймать пророков Вааловых, которых собственноручно заколол ножом, потому что он был еще и жрец, и навыки соответствующие были, и времена были жестокие. Иначе нельзя было объяснить народу, что не должно продолжаться служение Ваалу.
Вот тогда восторжествовало дело Илии. Но царица Иезавель все равно не хотела обращаться к Богу, а хотела убить Илию. Вот сейчас мы говорим, что если бы по нашей молитве Господь сотворил великие чудеса, то мы бы себя хорошо чувствовали и были бы “на коне”, но из-за того, что ничего этого не происходит, то нам уповать не на что.
Но если мы хотим себя сравнивать с великими мужами древности, то будем себя сравнивать и дальше. Что произошло с пророком Илией, когда он узнал, что Иезавель все равно хочет его убить?Он пришел в отчаяние, убежал и взмолился Богу, чтобы вообще ему и не жить. Потому что что толку? Он такое чудо совершил, а они все равно стоят на своем. Господь его особым образом укрепил и сказал, чтобы он не смотрел на это, а делал свое дело. И еще в другом случае Господь ему сказал, что хоть ты и думаешь, что ты один-единственный, не уклонившийся в беззаконие, но есть семь тысяч в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом.
Что из этого мы должны для себя понять? Если нам кажется, — нам не должно такое казаться, но мало ли какие бывают в жизни обстоятельства, может, кому-то покажется, — что только я один как-то пытаюсь сохранять заповеди среди всех людей, кого я знаю, — то это наверняка не так. Может быть так, как с пророком Илией, что остальных я просто не знаю. Но как бы то ни было, если бы их на самом деле не было, что, конечно, невозможно, это меня не извиняет, а я должен делать, что я знаю, что я должен делать. А именно: я должен исполнять Божии Заповеди, должен исполнять волю Божию. И не должен смотреть на то, как другие ее исполняют или не исполняют.
И не надо думать, что если бы Господь сейчас по моей молитве совершил бы какие-то великие чудеса, я был бы тоже как пророк Илия, а раз Он не совершает, то я себе позволю расслабиться. Нет, потому что мы видим, что если бы и совершил, то все равно повод расслабиться бы нашелся. Есть от чего испугаться и прийти в отчаяние даже в том случае, если по твоей молитве Бог совершает великие чудеса. Не надо вообще на это уповать. А уповать надо только на то, чтобы быть верным Богу, как это и сделал, несмотря на все эти значительные колебания, пророк Илия.
И надо, кроме того, видя такие слабости великих людей, которые нам показывает пророк Илия в своих колебаниях, не только делать тот вывод, что они были люди и подобострастны нам, но и тот, что, значит, мы, разделяя их слабости, можем разделять и их добродетели. Потому что все хорошее зависит не от самого человека, а от Бога, а от самого человека зависит только одно — желание все это получить.
Если у нас есть такое желание, то мы получим не меньше того, что для своего спасения получил пророк Илия. И если полезно, чтобы через нас совершалось спасение других людей, то тоже это будет совершаться. И не надо нам об этом думать, а надо думать о том, чтобы сохранить волю Божию и не смотреть ни на кого по сторонам.
Аминь.