Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и сына, и Святаго Духа!

История усекновения главы Иоанна Предтечи относится к числу тех евангельских историй, которые большинству читателей кажутся понятными и самоочевидными. Тем не менее, это один из тех рассказов, которые наиболее непонятны нам сейчас. Все в этом событии носит характер ритуала, причем ритуала антицерковного – все наоборот там делалось, но в соответствии с тем, что делалось в Ветхозаветном Храме.

То ли это действительно был день рождения Ирода, как сказано в Евангелии, то ли это была, по одной из гипотез, годовщина восхождения на престол царя, которая называлось днем рождения. Во всяком случае, днем рождения в Библии ничего хорошего не называется, поэтому на Руси даже не было принято запоминать свои дни рождения – не праздновали, поэтому и не запоминали.

Кто празднует в Библии день рождения? Вот Ирод празднует и Валтасар. И оба они хорошего примера не подают, и празднование это для каждого из них кончилось плохо. Как бы то ни было,во время этого дня рождения совершается религиозный ритуал: вместо службы Богу происходит нечестивая пляска, и в ее итоге приносится жертва, как и в итоге службы Богу.

Жертва, принесенная Иродом, пародировала жертву Дня очищения, когда единственный раз в год в Святое Святых входил архиерей и кровью закланного жертвенного животного, козла, окроплял очистилище (верхнюю часть ковчега) и таким образом омывал грехи народа – это было символически-литургическое действие, но, так же, как и сейчас в христианских таинствах покаяния и Евхаристии, это действие имело смысл тогда, когда люди каялись. Весь народ каялся, и покаяние завершалось таким ритуалом. Сейчас у нас осталась от этого ритуала Чаша на литургии, которая тоже восходит к этому очистилищу, только тогда Чаша-очистилище, в которую собиралась кровь жертвенного животного, была не круглой, а прямоугольной.

А сейчас вместо жертвенного животного оказывается Иоанн Предтеча, а вместо чаши – блюдо, то есть поднос. Вот почему она попросила принести голову именно на блюде? Казалось бы, это лишняя деталь, могла бы просто попросить голову. Но она попросила прямо с особой сервировкой, если можно так сказать, — непременно на блюде. Эта деталь подчеркивается. Это значит, что она неслучайна и важна, и без понимания этой детали не будет понимания того, что происходит.

А происходит очищение наоборот. То есть осквернение. Если в настоящем чине очищения используется кровь козла, которая сама по себе ничего хорошего не представляет, но в результате получается очищение, то здесь, наоборот, используется кровь праведника, которая представляет не только хорошее, а лучшее, что может быть, но происходит окончательное осквернение всех, кто участвует в этом ритуале.

Вот такой примерно смысл того, что сегодня происходит. Это не только какая-то моральная драма. Евангелие, Библия, христианство вообще очень мало интересуется моралью, так скажем. Просто происходят такие онтологические сдвиги, то, что происходит в реальности независимо от того, что мы о ней думаем. В этом смысл и нашей литургии тоже.

Можно назвать совершенный на дне рождения Ирода ритуал на понятном сегодня языке, который используют в современной кинематографической культуре, — черной мессой. Но если черная месса – это что-то такое немножко опереточное и не вполне серьезное, то вот то, что сейчас происходит, это как раз самое что ни на есть серьезное. Более серьезное будет только распятие Господа Иисуса Христа, которое будет осквернять уже и тех, кто Его распял, которые сами о себе пророчески скажут, сами того не зная: “Кровь Его на нас, и на детях наших”, — и освящать тех, кто с Ним сораспинается. Не тех, кто стоит там где-нибудь на нейтральной позиции – за них эта Кровь будет только тогда, когда они пойдут сораспинаться со Христом. Потому мы говорим в крещении, что мы “в смерть Его крестихомся”. Эти слова апостола Павла читаются за каждым богослужением святого крещения.

Вот что происходит сегодня. Конечно, если мы не являемся физически свидетелями подобных событий, то это не может означать, что они нас не касаются, что они не происходят с нами. Уж хотя бы потому, что мы участвуем в литургии, и нас касается распятие Господа, то, конечно, все остальное тоже с нами происходит и к нам имеет отношение. Поэтому здесь не получается оставаться где-то в стороне. Или ты среди тех, кто получает главу Иоанна Предтечи на блюде, или ты сам вместе с Иоанном Предтечей и идешь его же путем. Многие из его друзей и учеников тогда так же пошли, и потом они пошли с Христом.

Вот так это и в жизни каждого из нас. А какие мы выводы из этого должны сделать? Об одном из выводов я подробно говорить не буду, а только назову, потому что он очевидный. У нас в жизни не бывает нейтральных событий. Мы всегда что-нибудь делаем для нашего спасения, только либо в положительном смысле, чтоб оно произошло, либо в отрицательном, чтоб оно, наоборот, не происходило. Не может быть, чтобы мы жили, и ничего не делали для нашего спасения.

Если нам кажется, что сейчас что-то такое нейтральное, то можно не сомневаться, что это не нейтральное, а плохое. Этот вывод довольно очевиден, я не буду на нем подробно останавливаться. Другой менее очевидный, но я тоже о нем скажу кратко: Евангелие надо читать внимательно.

Мы сейчас можем больше понимать, что тогда происходило, потому что у нас больше сейчас исторических знаний об эпохе. Мы можем читать те книги, которые многие отцы Церкви не могли читать, а авторы Евангелия и их непосредственная аудитория читали. Это не только книги Ветхого Завета, которые мы тоже можем читать, но были и другие разные книги, которые потерялись, и теперь некоторые из них нашлись.

И надо еще понимать, что Евангелие само является в некотором смысле комментарием к Ветхому Завету и комментарием к богослужению. Оно описывает некоторые вещи, которые все и тогда имели какое-то богослужебное выражение, и сейчас они имеют в нашей литургии.

Поэтому если кто-то имеет достаточно сил и возможности, по молодости лет еще может читать и разбираться в буквальном смысле Евангелия, то надо это делать.

Аминь.