Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память одного из наиболее почитаемых в народе святых воинов — святаго великомученика Георгия. Неудивительно, что в самом начале того, как христианство стало распространенной религией в IV веке, сразу появилось особое почитание святых воинов.

Конечно, можно только удивляться некоторым людям, которые сейчас в новейшие наши времена называют себя христианами и говорят, что христиане не могут воевать, и поэтому никак не совместима профессия воина со званием христианина.

Напротив того, мы не только видим уже в ранней Церкви примеры христиан, которые были воинами в языческой римской армии, но мы прямо в Евангелии видим, что приходят воины и спрашивают у Иоанна Предтечи, как им себя вести, что им нужно делать. Он им не говорит, что бросайте профессию, а говорит, что довольствуйтесь своими оброки и никого зря не обижайте. Довольствоваться своими оброки означает то, что довольствоваться тем жалованием, которое вам дают, никого не грабить, не причинять никакого насилия лишнего по собственной инициативе. Но это, собственно говоря, требование всех воинских уставов, потому что иначе любая армия станет бандой, а не армией.

Получается, что работать воином можно. И в том, что наши не совсем разумные братья протестанты считают, что это все-таки не так, они странным образом погрешают не только против духа, но даже и против буквы Евангелия. Но есть свои особенности, конечно.

Христианский воин не может быть таким же, каким его пусть даже товарищ по оружию в той же самой армии не-христианин. Это проявляется только в особых ситуациях. Потому что говорить, что христианин, кем бы он ни работал, в том числе воином, будет делать все на совесть и соответствовать своему званию, это еще не значит найти что-то такое специфическое для христиан. Есть очень много нехристиан, которые точно так же стараются делать то, что надо на своем месте, и получается у них не хуже, а, вполне может быть, и лучше.

Поэтому и христиане должны так делать, имея христианскую для этого мотивацию, но отличия здесь такого особого для христиан не будет. В чем же оно будет?

Оно будет в том, что касается свободы совести, как сейчас это называют. Для христиан недопустимо, чтобы им указывали, как им верить, те, кто не имеет на это право. Одно дело – Бог непосредственно и вообще церковное учение через все каналы, которыми оно может передаваться, и это все, конечно, необходимо, а когда кто-то еще со стороны, даже если он себя называет христианским правителем, а тем более, если не называет – это, конечно, недопустимо.

И вот тогда могут возникать разные коллизии. Когда в армии вводится обязательный для всех религиозный культ, — а для этого не надо возвращаться во времена Георгия Победоносца и римской армии, потому что можно вспомнить и в советской армии фактические религиозные культы, — тогда, конечно, христианин в них участвовать не может. А если он пошел в армию, когда этих требований не было, а там уже они, вдруг, возникли, то, конечно, тут уж появляется конфликт.

Конечно, когда эти требования есть изначально, все про них знают, то  в такую армию не надо и ходить. Но если армия вроде бы и нормальная, никаких там требований нет, а потом вдруг они возникают, то тогда, конечно, возникают те конфликты, которые приводят к мученичеству святых воинов. Когда брали их в армию, их ни о чем не спрашивали, а потом вдруг заставили приносить жертвы идолам всех поголовно.

Они, конечно, отказываются, а командование, у которых есть приказ, не может так просто отступиться – их лишают звания воинов, которое в римской империи было очень почетно, но, конечно, этим дело не ограничивается, и дальше начинаются различные способы принуждения, доходившие и до мученичества.

И вот здесь, конечно, ничего не поделаешь, такая  у нас религия — мы это обязаны принимать. Некоторые говорят, — причем, это говорили не только в советское время, а и греки во время Османской империи очень многие говорили, хотя, конечно же, не все, — что можно для вида принять хоть мусульманство, хоть коммунизм, и так далее. Ничего подобного.

Если ты мусульманин или если ты иудей, то твоя религия допускает, особенно ради сохранения жизни, делать вид, что ты изменяешь своей религии, оставаясь в душе верующим. Вот христианство просто не предусматривает такой опции. Если ты хотя бы для вида изменяешь христианству, то, значит, ты уже и не христианин. Поэтому даже те люди, которые не приносили жертв идолам, а просто покупали, поскольку всюду была коррупция, расписки о том, что они их приносили, и можно было жертву не приносить, а просто самому купить расписку, что приносил, — такие люди тоже считались отпавшими от Церкви.

Конечно, если они хотели вернуться с покаянием, назначалась меньшая епитимья, но без епитимьи их никто не имел права принимать, и отпавшими они все-таки были. Вот это касается и сергианства.

Всякие вещи, связанные с признанием коммунистического безбожия, были категорически неприемлемы для православных христиан в советское время. Кто считал иначе, те про себя могли думать все, что угодно, их священники могли думать тоже все, что угодно, но обстоятельства прискорбные от этого никак не менялись.

А если нет такого явного принуждения именно отречься от Христа? Что тогда нужно делать? Тогда надо подумать, есть ли оно неявное? Потому что бывает, что нам прямо не говорят «отрекись от Христа» — кстати, при коммунистах очень часто именно так и было, редко кому говорили именно так: обычно заставляли что-нибудь такое сделать христопродавное, если можно так сказать, и христиане не шли на это.

Так же и сейчас. Формального правила в таких случаях обычно не бывает, но спроси себя сам, потому что ты перед Богом, и придется отвечать в меру того, как ты мог понять. И нужно понять эту меру. Соответственно, дальше либо исполнять такие приказы, либо нет. Это относится, конечно, и к военным, это относится и к христианам, которые в той или иной степени могут попасть в сходную ситуацию, даже и не будучи военными.

Этому нас всегда научают жития святых воинов.

Аминь.