Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем наш главный праздник – главный праздник христианства. Главное, что Христос сделал – это то, что Он воскрес. Без этого не имело бы смысла и воплощение. Поэтому когда мы празднуем другие господские праздники и когда празднуем праздники Богородицы, то все они косвенно или довольно-таки прямо обращены к Пасхе. Воскресение – это победа над смертью, и победа над смертью не просто Бога, Который, конечно же, никогда и не мог быть ею побежден, а того, кто был ею побежден – человеком.
Да, человек не своей силой победил смерть, потому что человеческой силы как не было, так и нет на это, но силою Божиею победил смерть именно человек. Это дается нам воскресением Христовым. Если бы воскрес один Христос, то этого бы нам ничего не давало: Он воскрес, мы за Него рады, но мы тут не при чем. Это очень важный вопрос, и ответ на него должен быть обязательно, хотя бы на интуитивном уровне.
Но тот, кто знает догматику более или менее, тот может ответить более четко, а не интуитивно: Христос не просто воскрес Сам, но собрал тех, кто в Него верует. И Он не просто их собрал, как какую-то компанию, — хотя начал Он именно с этого, но это не было конечной целью, а это было начальным этапом и только первым призванием, — а Он их объединил в одно Тело так, чтобы они участвовали в Его смерти сначала. Конечно, они Его на земле все пережили, но все приняли, кроме апостола Иоанна, мученическую смерть.
И мы, христиане, считаем нормой стать мучеником — это общее правило, если смотреть просто на Христа, — но часто физически это не получается, потому что только немногие имеют особое подкрепление от Бога, чтоб вот так напрашиваться на мученичество, и святые отцы это не рекомендуют делать, потому что в ранние века было много таких случаев, когда люди специально искали мученичества и потом падали, потому что в этом напрашивании тоже есть гордость. Поэтому, как правило, так делать не надо.
Поэтому надо терпеть ту жизнь, которая есть. Если ее терпеть именно по-христиански, то это будет бескровное мученичество, — так называется монашество. Та жизнь, в которой нет мученичества, или в которой оно еще не наступило, но надо к ней внутренне готовиться – такая жизнь должна быть собранной. Мы отдаем что-то земное, когда у нас есть какие-то ограничения и лишения, но взамен этого всегда от Бога получаем нечто большее. Если мы ничего не получаем, то тогда мы, конечно, не можем и отдавать. Есть люди, которые, как им кажется, отдали Богу очень много, но ничего не получили. Может быть, не надо было торопиться вот так уж все отдавать, чтобы «не промазать». Это большая, конечно, проблема.
Как бы то ни было – кто монах, кто не монах, – но все терпим то положение, в котором мы оказались, и постараемся служить Богу в том состоянии, в котором мы сейчас находимся. И не может быть ни у кого такого состояния, чтобы уж никак не послужить Богу. И вот если мы служим Богу хотя бы терпением всяких скорбей, которые у нас есть, а в основном эти скорби невольные, как, например, болезни, или плохие соседи, сложные отношения в семье, хотя это несколько больше от нас зависит, но тоже не вполне, и терпение таких скорбей в отношения часто приводит к тому, что отношения эти улучшаются, но даже если эти скорби не с людьми связаны, то Господь видит, что мы терпим, и часто эти искушения тоже проходят, но обязательно начинаются следующие, которые будут чуть тяжелее казаться. Конечно, бывают такие искушения, которые страшно неприятны, а бывают другие – более незаметные, когда мы ничего не чувствуем или чувствуем, что все приятно и хорошо, и их труднее понять.
Говорить так подробно об этом сейчас уже не нужно, потому что весь пост говорили, но всегда надо помнить, что самое главное – это быть с Богом, и тогда победа над смертью, которую совершил Христос, становится и нашей победой. Но не бесплатно, конечно. Нельзя сказать, что мы за нее платим ее настоящую цену или хотя бы миллионную, но настоящую долю, потому что цена бесконечна, а платим мы что-то очень конечное и очень маленькое, но здесь важен не размер того, что мы платим, а то, что мы стараемся платить и платим по нашим силам.
А платим мы одним – отдаем свою жизнь. «Даждь мне сердце твое, чадо» — говорится в некоторых аскетических произведениях, и это то, чего от нас хочет Бог. Тогда и праздники наши будут по-христиански праздничными, не отвращающими нас от христианства, и посты будут постными, но без всяких депрессий, срывов и так далее. Хотя если кто-то ослабеет во время поста очень сильно, то это дело житейское, бывает, и значит, что просто надо немножко уменьшить строгость пощения. Главное, что это не должно стабильно и плохо влиять на настроение.
Все будет хорошо, если все обращать к Богу. Для этого нам и даются такие великие праздники, и недаром они наступают после великих по нашим малым масштабам аскетических ограничений. Как бы то ни было, все органично и хорошо – и посты, и праздники.
Христос Воскресе!
епископ Григорий (Лурье)