Праздник мучеников Давидо-Гареджийских — очень большой в Грузинской Церкви. История кражи ризы Господней из Мцхеты. Как пострадали мученики Давидо-Гареджийские. Они являют нам пример того, как нужно встречать Пасху. Праздники — не время беспечной мирской радости и грехов; нужно все время помнить о смерти и готовиться к ней.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, во вторник Светлой седмицы, Церковь празднует память мучеников Давидо-Гареджийских. Этот праздник установлен в Грузинской Церкви, и является там очень большим праздником; но и в некоторых других Церквах, особенно, конечно, в Российской, которая была тесно связана с Грузинской, многие также празднуют этот праздник. Эти мученики как раз являют для нас образец того, как нужно встречать праздник Пасхи. Потому что они пострадали как раз в сам день Пасхи, но по церковному уставу невозможно пасхальное богослужение сочетать с памятью святых, и поэтому богослужение в честь этих мучеников перенесли на один из близких к Пасхе дней, а именно на вторник. Эти святые пострадали в XVII веке, когда персидский шах Аббас, мусульманин, с большим войском вторгся в Грузию и стал опустошать города и монастыри, нанес огромное разорение всей стране и всем православным храмам. Именно тогда он украл из кафедрального собора Грузии, Мцхеты, хитон Господень и потом подарил его московскому царю, и в Москве этот хитон с радостью приняли, вместо того чтобы вернуть его в Грузию, и построили в честь него специальную церковь — Ризоположенскую, и был установлен специальный праздник в честь положения ризы Господней, которая хранилась в Москве до 1917 года, когда при до сих пор неизвестных обстоятельствах эта святыня исчезла.
И вот, опустошая Грузию, шах Аббас вторгся в самый большой грузинский монастырь, основанный еще в начале VI века, — лавру святого Давида Гареджийского, где жило около 6000 монахов. Войско шаха шло по пустыне и вдалеке увидело огни. А это были огни крестного хода, который в пасхальную ночь совершали монахи этой лавры. Тогда войско обступило монастырь, и монахам было сказано, что они или должны принять ислам, или их всех перебьют. Монахи ответили, что ислам они не примут, и попросили разрешение дослужить пасхальную службу, чтобы их перебили после нее. И им это разрешили, после чего действительно всех их перебили, и там осталось огромное множество костей, очень надолго, просто на столетия, в течение которых мощи этих святых мучеников разошлись по всей Грузии.
Эти святые мученики как раз показывают нам, как мы должны радоваться Пасхе. У нас не должна быть такая радость, какая бывает в миру, просто такое веселое настроение, которое, конечно же, может омрачиться такими событиями, как нашествие врагов или что-то подобное. А мы должны понимать, что даже если около стен нашего храма сегодня нет армии мусульман или еще каких-нибудь врагов христианства, вокруг нас всегда есть гораздо худшая армия — армия бесов, которая гораздо сильнее мусульманской, и мы никогда не сможем в жизни сей, какими бы святыми мы ни стали, сделать так, чтобы этой бесовской армии не было возле стен нашей души — можно сказать, града или монастыря нашей души. Поэтому повода для какой-то мирской и беспечной радости у нас нет. Более того, говоря о великих праздниках, а наипаче о празднике Пасхи, мы всегда должны помнить, что нельзя увлекаться всякими мирскими радостями, в которых многие проводят это праздник. Потому что тогда время праздника станет худшим временем впадения во всякие грехи, как это, к сожалению, и бывает в массе у христиан — не только у русских, а и у всех вообще. Потому что праздники воспринимаются как время, когда можно творить всякие беззакония.
Но если воспринимать праздник иначе, то получается, что мы как христиане должны все время помнить о смерти, все время к ней готовиться; и радость наша состоит не в том, чтобы подольше пожить, а в том, чтобы наследовать Царствие Небесное, чтобы приобщиться к нему еще в этой жизни. И в этом смысле мученичество за Христа оказывается самым надежным путем, ведущим в Царствие Небесное. Надо стараться и жить всегда в готовности так вот умереть. Если мы готовы умереть, то главное при этом даже не то, что мы не испугаемся какого-нибудь там убийцу, который к нам придет, —может быть, мы его и испугаемся; но в конце концов важно не это, а то, чтобы мы приняли ту смерть, которую нам Бог пошлет, — а главное то, что мы должны себя в жизни вести как люди, которые готовятся умереть, а не жить. Те, кто готовятся умереть, перестают интересоваться какими-то вещами, которые на том свете не понадобятся, и очень многие вещи даже, может быть, и не греховные (о греховных я уж и не говорю) просто не возбуждают в них интереса. Вот так же и мы должны настраивать себя, даже когда празднуем великий праздник Пасхи. И то, что в мы в пасхальные дни обращаемся к мученикам Давидо-Гареджийским, — это, конечно, укрепляет нас в том, чтобы подражать их вере, подражать их жизни и, уж сколько возможно, подражать их смерти. Аминь.