Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который установился в Истинно-Православной Церкви в Англии, с небольшой помощью России, но все-таки самостоятельно, в честь всех святых, которые когда-либо просияли на Британских островах. Имеются в виду православные святые, а не те, которых называют святыми еретики. Эти святые жили в основном в первом тысячелетии, не позднее XI века на Британских островах. Почему это нам важно? Кто это такие были?

Во-первых, большинство этих святых, хотя и не все, были не столько святые Западной Церкви, когда она еще была православной, а были восточные святые на западе. На Британских островах был сначала маленький кусочек Римской империи и самый ее дальний кусочек, где, между прочим, родился будущий император Константин.

Там, в районе современного Лондона, по территории, которая до сих пор отделяется сохранившейся стеной императора Адриана, была частичка Римской империи, а вся остальная площадь, острова были территорией язычников, занятая варварами. Римская империя слабела, и в середине V века римский легион эвакуировался с Британских островов, и там все заполонили варвары.

Казалось бы, христианство на этом закончилось. Но когда оно закончилось, тогда оно как раз и возобновилось. Обращаться в православие стали в основном эти самые варвары. Одним из первых таких миссионеров был проданный туда варварами, захваченный в плен будущий Патрик Ирландский, который был просветителем Ирландии.

А на территории современной Англии тоже возникло в VI веке христианское государство. Конечно, христиане там были уже и в V веке. Это государство возникло вблизи Лондона, Йорка, и дальше на север, где современный Уэльс. Как и в Ирландии, там были разные кельтские народы, которые приняли православие. Может быть, туда даже египетские монахи принесли монашеские традиции. По крайней мере, там почиталась память непонятно каких египетских монахов. Традиции этого монашества были очень архаичны, очень восточные – совсем не западные.

Но в VI веке эти края завоевали англосаксы, только Уэльс они не завоевали, и православные, которые там были раньше, бросились в разные стороны, в другие места. Формально англосаксы были католиками, но тогда еще Западная Церковь не вполне отпала, а просто были в ней заблуждения, которые росли как снежный  ком.

В результате, на Британских островах начались постоянные церковные расколы – с древним кельтским христианством восточного типа и с западным, которое принесли завоеватели англосаксы. Англосаксы не проникли только в Ирландию, в Уэльс – и так образовались разные государства.

В VII-VIII веке народ пиктов принимает христианство под очень сильным влиянием Константинополя. Может быть, даже под влиянием константинопольской миссии, но это гипотеза, по крайней мере, влияние Византии там было очень сильным. Народ пиктов – это предки современных шотландцев. Постепенно все приходит в мирное состояние, и создается Западная Церковь, но со многими восточными традициями в Англии.

Так дело продолжалось до середины XI века, но потом пришла новая беда – нормандское завоевание. С территории современной Франции пришли новые варвары, которые вроде бы были христианами, точнее говоря католиками, потому что уже совершилось разделение между католичеством и православием. Это были варвары, которые уничтожали церкви и кельтов, и англосаксов, и завоевали все, что могли. В XIII веке они завоевали уже и Уэльс, который до этого времени сохранял свои христианские традиции.

С Шотландией и Ирландией было сложнее – не получалось так легко завоевать, но постепенно, конечно, и они были оторваны от традиций православия. Таким образом, православие там закончилось. Но это еще тоже не конец британского православия, иначе бы мы не имели сегодня праздник.

Спустя еще несколько столетий, в XVII веке и позже, очень многие жители Британских островов, которые были хоть и неправильно понимавшими христианство, отправились в  Новый Свет. Особенно многие из них поселились в Северной Америке. Там возникли новые государства, которые теперь мы знаем как Соединенные Штаты Америки и Канаду. Там тоже развивалось христианство.

И постепенно, уже в XIX веке, а еще больше в первой половине XX, благодаря эмиграции православных из России и других исконно-православных стран – прежде всего, Греции и греков из Турции, а также сербов, румын и православных арабов – там возникла православная Церковь, и обратились еще многие американцы. Они узнали, что то христианство, которое они безуспешно старались получить в протестантских, иногда католических деноминациях, на самом деле существует в православной Церкви.

Но они, естественно, захотели обратиться к своим собственным корням англосаксонского христианства,  обратились к тем святым, которые на Британских островах просияли. Поэтому для сегодняшнего православия так важна Америка, менее важна Западная Европа, и очень важны эти святые.

Чем отличается Западная Европа от Америки? Тем, что Западная Европа считает себя христианской, и там людям очень трудно понять, что они еще не знают христианство. Поэтому в современной Англии самой быстро распространяющейся религией является ислам – это по статистике так. Так происходит потому, что местным жителям местные западные формы христианства кажутся недостаточно строгими, и они находят строгость в исламе. Очень немногие доходят до православия.

В Америке совершенно другие люди – там все верующие. Вернее, количество верующих там тоже снижается, но все равно очень большое. И там проблема совершенно другая – проблема в том, что они готовы поверить во что угодно. Поэтому там очень легко распространяются любые секты. И на правах одной из сект распространяется православие.

Но, как бы то ни было, эти англоязычные христиане возобновили для нас почитание британских святых — всех святых, просиявших на Британских островах.

Аминь.