Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Притча о богатом и Лазаре. Смысл ее не в том, чтобы не быть богатым, а в том, чтобы не прилагать к богатству сердца — к богатству не только материальному, но и душевному, ко всяким людским привязанностям и связям. Надо радоваться не чему-то хорошему из внешнего, а только освобождению от грехов. Не следует также и горевать из-за неприятностей, а нужно благодарить за них Бога, т.к. через них мы избавляемся от будущих мучений. Только те страдания могут послужить нам во спасение, которые мы претерпеваем добровольно, т.е. с благодарностью Богу. Не нужно ждать особых чудес и вразумлений от Бога, чтобы начать богоугодную жизнь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии притчу о богатом и Лазаре. Наверняка ее многие помнят. Там рассказывается о том, как жил некий человек, который по имени не называется; он был очень богат, а у входа в его дом лежал на гноище нищий по имени Лазарь (не следует, кстати, путать его с тем Лазарем, которого воскресил Господь). А потом богач и Лазарь почти одновременно умерли, и когда один оказался в аду, а другой в раю, то богатый человек увидел Лазаря на лоне Авраама — а лоно Авраамово это одно из названий рая, — и стал просить Авраама, чтобы тот послал Лазаря слегка прохладить его в этом пламени, хотя бы водой на кончике пальца. Когда оказалось, что это невозможно, поскольку, как объяснил Авраам, никто не может перейти оттуда сюда или отсюда туда, тогда богатый попросил, чтобы Авраам послал Лазаря не к нему, а хотя бы к его братьям, которые еще живы, чтобы, по крайней мере, они покаялись и не оказались там же, где он, — на что Авраам сказал, что это не нужно, потому что у них есть писания Моисея и пророков. Но богатый ответил: нет, они не слушают Моисея и пророков, но вот если кто из мертвых воскреснет, того послушают. А Авраам на это сказал — и на этом притча заканчивается, — что если они не послушали Моисея и пророков, то если даже и кто-нибудь из мертвых воскреснет, все равно не послушают.

Чему учит эта притча? Конечно, она учит отнюдь не тому, что нельзя быть богатым, потому что в Библии мы имеем примеры праведников, которые были очень богаты; вот и Авраам, который упоминается в этой притче, был при жизни очень богатым человеком. Поэтому дело, конечно, не в том, чтобы не быть богатым, а непременно быть бедным. Тогда в чем тут смысл? Обычно говорят — и говорят правильно, — что если ты богат, надо показывать милосердие к ближним. Это, конечно, хорошо, но об этом многократно говорится в других местах, а Господь в этой притче словами Авраама объясняет ее смысл несколько иначе и гораздо глубже. Тут объясняется, можно сказать, как нам быть милосердными, и на чем должно быть основано наше милосердие к бедным, если мы по отношению к ним хотя бы в какой-то степени являемся богатыми. Авраам говорит богатому: “Ты уже восприял благая в своей земной жизни, а Лазарь точно так же восприял злая, и поэтому теперь вот все наоборот”. Получается, что нам не следует в жизни сей принимать всякие блага. Но это опять же не означает, что мы не должны быть богатыми, а означает, что мы не должны быть богатыми по внутреннему человеку. И это совершенно прямо объясняется в одном из псалмов: “Богатство аще течет, не прилагайте сердца”, — т.е. не говорится, что его надо отвергать, но говорится, что не надо прилагать к нему сердце.

Богатство есть у каждого из нас, потому что, во-первых, у каждого из нас достаточно материального имущества, чтобы погубить из-за него душу, если мы будем к нему привязываться, — если у нас есть даже самое ничтожное материальное имущество, то его и достаточно, при неправильном к нему отношении, для нашей погибели. И в этом смысле мы уже оказываемся богатыми. Но кроме материального имущества, у каждого из нас есть, к сожалению, наши душевные привязанности, в том числе и к людям какие-то страстные раположения, когда мы просто хотим, чтобы он или она для нас были тем-то и тем-то. Конечно, все это является нашим богатством. Возможно, мы от этих привязанностей и связей получаем что-то приятное, какие-то приятные ощущения; но мы должны понимать, что если мы посвящаем этому нашу жизнь, если мы прилагаем к этому сердца, если мы не готовы, как сказал другой богатый человек — Иов, сказать: “Бог дал, Бог и взял”, — и благословить, подобно ему, Бога, то это значит, что мы прилагаем сердце, и значит, мы “воспринимаем благая в животе нашем”, выражаясь словами притчи, и значит, мы не воспримем тех благ, которые Господь уготовал нам на том свете.

И вот, поэтому, когда приходит какая-то радость, мы не должны ей самозабвенно радоваться. Мы должны благодарить Бога, что не произошло чего-то плохого, что произошло что-то хорошее, но внутренней радости нам это не должно приносить. Внутреннюю радость нам должно приносить только освобождение от грехов. В то же время, мы не должны также и горевать из-за бедствий. Потому что если мы получаем какие-то страдания или что-то подобное в жизни земной, то, как многократно писали святые отцы, мы должны благодарить за это Бога. Благодарить в таких случаях надо по разным причинам, но особенно потому, что мы через это избавляемся от страданий будущих. Потому что все, что мы претерпеваем плохого добровольно в жизни сей, все это идет в зачет будущих страданий, и не один к одному, а совсем в другой пропорции, которой мы даже и не знаем. Но что значит — страдать добровольно? Нужно страдать добровольно, по возможности, в полном смысле слова, т.е. нужно действительно полностью отречься от мира. Но даже если мы монахи (хотя далеко не все из нас монахи) и взяли на себя соответствующий обет, то жизнь показывает, что мы все равно его не исполняем. И тогда Господь нам помогает — Он посылает нам всевозможные страдания и скорби, посылает их, не спрашивая нас, т.е. они посылаются нам недобровольно; но принимать мы их можем и добровольно, и недобровольно. Мы можем поступить, как Иов, который получил свои страдания недобровольно, когда его не спрашивали, но благословил Бога и принял их как добровольные, и они послужили ему во спасение. А вот жена Иова не приняла этих страданий с благодарностью, а возроптала, и они не послужили ей во спасение. Так же бывает и с людьми, которые всю жизнь страдают, но при этом проклинают всех вокруг и винят в своих страданиях кого угодно, кроме самих себя, и поэтому не только не исправляются через страдания (потому что страдания автоматически никого не очищают и не исправляют), а наоборот становятся хуже, хуже и хуже, исполняя то, что говорила жена Иова своему мужу: “Прокляни Бога и умри”, — они проклинают Бога, может быть, сами этого и не понимая иной раз, и действительно умирают, к сожалению, не только земной смертью, но и для вечной жизни.

Поэтому притча о богаче и Лазаре научает нас, прежде всего, не прилагать сердца к богатству, а богатством для нас является все доброе, все приятное в этой жизни. И эта же притча научает нас и тому, чтобы не прилагать сердца и ко всем скорбям, которые нас встречают в этой жизни. Потому что если для нас мирские радости будут не радостными, то тогда и мирские страдания для нас будут не такими уж тяжелыми.

И Господь нам в конце этой притчи говорит еще и о том, что не надо ждать никаких особенных указаний для того, чтобы начать жить, как Господь велит. Потому что у нас и так совершенно достаточно указаний для богоугодной жизни, и поэтому надо начинать уже так жить, а не ждать еще каких-то событий в нашей жизни, через которые Господь нас особенно вразумит. Это не значит, что Он нас не вразумит, — может быть, и вразумит, потому что, действительно, хотя Авраам и отказал богатому в том, чтобы послать воскресшего мертвеца к его братьям, но потом Господь Сам воскресил несколько мертвецов во утверждение неверующих. Но не на чудесах должна быть основана наша вера. Чудеса бывают и помогают нашей вере, но это не должно входить в наши расчеты. В наши расчеты должно входить только одно — заповеди Божии, которые мы должны исполнять. И если мы не можем их исполнить, то мы должны в этом каяться и опять пытаться их исполнять — и так тысячу и миллион раз. И вот тогда мы и будем на спасительном пути. Конечно, этого все равно будет недостаточно для того, чтобы спастись, это можно сказать заранее; но тогда Господь уже Сам пошлет нам недостающее, и путь наш окажется спасительным, и тогда мы наследуем вместе с Лазарем из сегодняшней притчи лоно Авраамово. Аминь.