Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем такое воспоминание, которое не является литургической памятью специально, а связано оно с тем, что мы читаем в этот день в Евангелии. Поэтому сегодняшнее воскресение называется Неделя о Закхее — сегодняшнее евангельское чтение было о Закхее. История эта всем, надеюсь, памятна, тем более что ее только прослушали за литургией.

Речь идет о весьма грешном человеке, то есть не просто о сильно грешном человеке, а об одном из самой грешной категории людей тогдашнего общества — мытаре. Сегодня бы он совмещал в своей должности и судебного пристава, и коллектора, и налоговую. Вот такая примерно была должность. Все, что сейчас разделяется на три разных инстанции, все соединялось  в мытарях, вся нелюбовь доставалась им одним, и более чем заслужено.

Вот такой человек решил покаяться. Но как он это сделал? Из всех многочисленных смыслов, которые нам здесь были указаны, начиная с того, что он жил в городе Иерихон – а город Иерихон является образом мира сего в Священном Писании, — выделим хотя бы два момента.

Первый момент, на который не всегда обращают внимание, что все ему говорили: «что ты лезешь?» Во-первых, он не мог подойти к Христу из-за того, что толпа мешала. Такое часто бывает, когда мешают многочисленные люди, которым тоже чего-то надо, а в результате, может быть, ничего и не надо. Но они создают толпу и мешают подойти тем, кому надо.

И ему говорят, чтобы он не утруждал Учителя, и уж в толпу точно не должен лезть. Что он делает? Он тем более лезет и находит какой-то даже нетривиальный способ сделать так, чтобы Христос его увидел: залезает на дерево.

А второй момент тот, что ему надо было сделать всего лишь немного, чтобы подняться к Небу, и этого оказалось достаточно, чтобы само Небо вошло к нему в дом, как говорит Иоанн Златоуст. Важно это помнить перед Великим постом и особенно помнить о двух моментах. Первое: для того, чтобы Бог услышал наши молитвы, чтобы быть услышанными Богом, нам надо сделать очень мало.

Нам нужно всего лишь, если фигурально выражаться, забраться на пару шагов вверх, на какое-нибудь дерево. А если говорить ближе к нашей жизни, то можно даже этого не делать, а можно просто посмотреть вверх, в сторону Бога – этого совершено достаточно. Конечно, это должно нас воодушевлять. И эта одна из причин, почему именно перед Великим постом полагается такое чтение.

Но есть и другой аспект. Все вокруг нас, причем, не только какие-нибудь враги и приятели, а люди, которые к нам хорошо относятся или нейтрально, будут нас расхолаживать. Они будут нас не только расхолаживать, а будут нам говорить, чтобы мы так не делали. Они будут приводить какие-то очень серьезные основания, почему мы этого делать не можем. Например, указывая на наши грехи, которые действительно существуют, а не выдуманные какие-нибудь, не в порядке клеветы названные, а реально препятствующие нашему общению с Богом. Они могут нам указывать на них и говорить, чтобы мы не лезли. Или они будут говорить, что бесполезно, что, вон, сколько людей других, и что не будет тебе ничего такого особенного.

Но мы должны понимать, что правильно выстраивать свои отношения с Богом так, как будто бы Он весь мир создал, включая все человечество и лично меня, для того, чтобы легче было устроить мое спасение. То есть никогда не надо думать, что Бога на тебя не хватает. Более того, правильнее думать так, что Бог все устраивает исключительно для тебя, то есть конкретно для меня.

Другое дело, что не только конкретно для меня, потому что я такой, а потому что он для каждого человека так устраивает. Это не только мне правильно так думать, а мне правильно так думать, понимая, что каждому человеку правильно так думать про себя. На то он и промысел Божий, и потому он не промысел человеческий,  что Бог может устроить весь мир так, чтобы все было правильно, как было бы лучше лично для меня.

Этих личностей, которых Господь правильно устраивает, может быть какое угодно количество. Неважно – все равно промысел Божий устроит весь мир правильно. И сомневаться здесь совершенно не надо – все будет устроено для меня. Совершенно не может быть такого, чтобы Бог за каким-то недосугом, потому что Он занят другими достойнейшими или просто многочисленнейшими людьми, не имел бы возможности или интереса обратиться ко мне. Это все глупые рассуждения.

Я понимаю, что такого рассуждения, может быть, ни у кого и нет, но ощущение такое бывает. И вот правильное ощущение должно быть таким, что у Него только и интересы, что лично я — то есть мое спасение, а не все вообще, что я могу пожелать. Вот это правильные ощущения. А если Его интерес мое спасение – повторю, что это правильное понимание моих отношений с Богом, — то тогда, конечно, всегда можно к Нему воззвать.

И никакие мои грехи не являются препятствием для того, чтобы это сделать. Наоборот: чем больше у меня грехов, тем больше у меня оснований нуждаться в спасении, тем больше у меня оснований понимать свою погибель, следовательно, искать Спасителя, тем легче мне  к Нему обратиться.

Но и так же надо понимать роль наших близких. Конечно, иногда бывает, что кто-нибудь как-нибудь, милостью Божией, опять же, нас подталкивает к Богу, что-то нам объясняет или пример какой-то показывает, и если это в нашей жизни иногда происходит, то это большой нам подарок. Но в общем и целом происходит иначе.

Как правило, люди, в том числе и те, кто к нам хорошо относится, и мы к ним тоже относимся хорошо, воздействуют на нас одинаковым образом, с разной интенсивностью, но в одинаковом направлении — чтобы просто нас расхолаживать. Чтобы все, что касается Бога, все разбавлялось и  исчезало.

Очень часто — и это тоже правило, хотя, слава Богу, более редкое, чем я только что сформулировал — они воздействуют на нас просто отрицательно. Они скорее поделятся не знаниями действительного пути Божия, которое у них в какой-то степени есть, даже на самом деле пусть есть, но поделятся они с нами не этим, а чем-то противоположным.

Всякая зараза распространяется легче, и мы с гораздо большим энтузиазмом ее транслируем. Скорее всего, они поделятся с нами какой-нибудь духовной инфекцией, тем, что нам будет уже активно препятствовать делать то, что нам надо,  а не просто нас расхолаживать. Это не потому, что они плохие, не потому, что в них нет ничего божественного, и они никак не спасаются.

Нет, это относится и к православным христианам, которые в меру сил спасаются, и без всякой иронии про таких христиан можно сказать, что они тоже как-то стараются. Но они не безгрешны. В общении человеческом мы иногда поворачиваемся какой-то безгрешной стороной, полезной, но, как правило, мы друг к другу повернуты другими сторонами. Поэтому, если мы говорим вслед за святыми отцами, что Церковь – это врачебница, то есть больница, то надо иметь в виду, что это больница инфекционная, где больные должны быть изолированы по боксам. Больные здоровье друг другу не очень склонны передавать,  но когда они правильно изолированы, тогда они могут работать и на благо больницы в целом. Надо сказать, что это такая больница, где и врачи тоже больны, то есть все плохо, но милостью Божией спасаемся.

Аминь.