Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы продолжим говорить об аскетике. На прежних литургиях Преждеосвященных Даров мы говорили о полезности физических нагрузок, с помощью которых человеку удается оторваться от того, чем он постоянно занят, от того, с чем он постоянно пребывает в мысленном общении, и не только в мысленном. Я имею в виду не только людей, с которыми он общается, но также и разные информационные каналы вроде интернета и телевизора. А самое главное – даже внутри себя он начинает думать только о том, что действительно ему нужно для жизни и выживания.

Теперь надо сказать и о другом – для чего же это все нужно. Потому что если просто отменить что-то плохое, то не появится ничего хорошего. Об этом даже есть в Евангелии от Луки специальная притча о выметенной горнице: что если некую горницу убрать, подмести, но потом оставить пустой, то через некоторое время вышедший оттуда бес увидит, что там место свободно, и приведет еще семь бесов, худших себя самого, и будет тому человеку «последняя горше первых».

Поэтому, конечно, если мы просто занимаемся физическими нагрузками, если мы отвлекаемся от той суеты, в которую мы обычно впадаем, то очень важно, что же у нас будет вместо этого. Потому что не может быть такого, чтобы вообще ничего не было. Помимо того, что так было бы неполезно, этого просто не может быть, потому что станет либо хуже, либо лучше.

Как сделать, чтобы не было хуже? Ответ тут простой: надо сделать так, чтобы было лучше. А как сделать лучше? Святые отцы говорят, что должны быть основные, многим, наверное, известные пять занятий, в которых должна проходить наша жизнь. Они обычно их перечисляют в порядке важности. Можно иногда говорить не о пяти занятиях, а, если более дробно, то получается семь занятий. Занятия эти такие: молитва, псалмопение, чтение, рукоделие (то есть труд) и размышление о том, что полезно для души. Это перечисление в порядке их внутреннего достоинства и важности. Нам тоже придется об этом поговорить, но в другом порядке – в порядке того, как к этому подступиться.

Самое, наверно, простое, к чему можно подступиться, когда ты еще ни к чему не подступился, – это чтение. Когда мы остаемся в этом одиночестве и понимаем, что надо теперь заниматься чем-то другим – как нам понять, чем заниматься и где? Мы обычно даже не можем никого спросить. Потому что даже если есть физическая возможность кого-то спросить (а ее часто нет), то еще неизвестно, как нужно понимать эти слова, кого именно нужно спросить, кому нужно доверять. Если доверять, то как его проверять, потому что доверять, совсем не проверяя, точно никому не надо. С чем нужно сравнивать? Только с учением святых. А где его взять? Только в книгах. Тут имеется в виду чтение именно душеполезной литературы, а не какой-то еще, которую, может, кому-то, например, по работе надо читать (но это другое, это не называется чтением, а будет относиться к работе). Чтение нам нужно именно такое. А что бывает у нас с чтением? Кто помнит свои ощущения от Великого канона Андрея Критского, который недавно читался, те могут немножко более трезво посмотреть, как у них обстоят дела с чтением.

Казалось бы, мы все очень уважаем Библию. Если нас спросить, уважаем мы ее или не уважаем, мы все скажем, что мы ее уважаем. А много ли было таких случаев, что мы не понимали, о чем речь в каноне Андрея Критского, не могли сразу вспомнить, какой эпизод имеется в виду, не понимали намеков? Хорошо, если хотя бы мы понимали, что не понимали. Если есть хотя бы один такой случай, то это очень ненормально для человека, который ходит в церковь регулярно. Естественно, что в каноне Андрея Критского вспоминаются только яркие и очень важные библейские истории, в какие-то глубокие дебри он отнюдь не заходит. Если среди них есть хоть одна, которую мы не знаем, то это, конечно, означает, что Библию мы знаем на уровне детской Библии с картинками, которые, может быть, к тому же в детстве видели в Эрмитаже, или, может быть, на уровне «Иосифа и его братьев» Томаса Манна. Дальше этого мы ничего не знаем. А почему мы этого ничего не знаем? Кто-то может сказать, что он еще в Церкви первый год или еще даже одного года нет, поэтому он еще не успел. Хорошо, но таких немного. А все остальные, которые в Церкви два года, 12 лет, 20 лет – они почему не знают?

Да, у всех ведь Библия есть, наверное, дома, у всех ведь еще интернет есть. И на том языке, на котором мы ее понимаем, она у нас может быть. Даже если мы на славянском, греческом, еврейском не понимаем, то на русском можно найти. И все равно – почему же не читаем? Потому что у нас есть в организме такая защитная функция, она совершенно необходима для жизни нашего организма. Это функция хорошая, только надо ею правильно пользоваться – она отсекает от нас лишнюю информацию. Как иммунитет в организме отсекает всякую лишнюю живность, то есть он должен убивать не те микроорганизмы, которые могут быть полезны для нашего организма, а убивать тех, которые вредны. Такой информационный иммунитет у нас есть по отношению к тем огромным потокам информации, в которых мы находимся. Если мы не будем их отсекать, будем пропускать их через себя, то, конечно, мы очень быстро сойдем с ума, сгорим и даже умрем. Поэтому, конечно, функция эта нужная.

Но возникает вопрос: почему у нас возникает такое аутоиммунное заболевание? Почему наш хороший иммунитет по отношению к лишней информации почему-то больше всего бьет по Библии, по прилежанию к чтению святых отцов? Как так получилось, что это для нас лишнее? Да, потому что наш организм так настроен, что это для нас лишнее. Потому что те проблемы, на решение которых в действительности настроен наш организм, имеют очень мало общего с тем, что в Библии. Конечно, может быть, нам интересно следить за какими-то приключениями, поэтому мы и в Библии какие-нибудь приключения почитаем. Но это, конечно, все совершенно не то.

А как нужно настраиваться? Нужно понимать, что те вещи, которые описываются в Библии, либо непосредственно, либо косвенно связаны с теми духовными проблемами, которых ни один человек не минует, если только он стремится к каким-то духовным целям в своей жизни. Имею в виду «духовным» именно в христианском смысле слова, а не в каком-то общечеловеческом и гуманистическом смысле слова.

Мы видим – а кто читал аскетическую литературу, тот понимает – что никакого изобретения в каноне Андрея Критского нет. Вся наша аскетическая литература объясняет разные проблемы и задачи, которые мы должны решать в своей душе, примерами из Библии. Ограничусь одним примером (кто читал, тот знает, что их очень много, что они бесконечны): например, исхождение из Египта – это исхождение из греха; в землю обетованную – то есть ко спасению. Это касается каждой души. И вот так должна быть прочитана вся Библия. Если ее читать так, читать ее через святых отцов, то тогда, конечно, будет понятно, зачем это, и это будет интересно.

Когда, например, мы хотим разобраться в каком-то приборе, который купили (в холодильнике, например, или в магнитофоне), нам становится интересно читать инструкцию, потому что мы без нее чего-то не понимаем. Когда нужно понять, чтобы пользоваться по назначению и ничего не испортить, то мы, конечно, будем внимательно вникать в эту инструкцию. Когда нам дают инструкцию от совершенно неизвестного нам прибора, пользоваться которым мы не собираемся, и в которую еще надо вникать, и она какая-то сложная, то мы не будем ее читать. А если попытаемся, то у нас ничего не получится.

И вот, когда Библия для нас – такая инструкция от совершенно незнакомого нам холодильника, то, конечно, мы ее читать не можем, и возникает отторжение. Но когда мы понимаем, что она – действительно инструкция к тому прибору, который у нас есть, и которым нам необходимо пользоваться, то тогда появляется другое отношение. Но для того чтобы это другое отношение сформировалось, сначала должна быть тишина. Сначала обязательно, если не хронологически, то логически, должно быть то, что мы остаемся сами с собой. Мы понимаем, что те связи, которые обычно связывают нас с миром, и которыми мы очень увлекаемся – что они все слабые, эфемерные и ненадолго, и, к тому же, в основном они для нас вредны и неполезны, ничего в них нет хорошего. И мы хотим зацепиться за настоящую жизнь. И тогда мы ищем, где есть инструкция, чтобы прочитать, как это сделать. Тогда мы читаем святых отцов, они нам попадаются, и через них мы обязательно выходим на Новый и на Ветхий Завет. Мы начинаем потихоньку читать пусть небольшие фрагменты, те фрагменты, которые святые отцы, которых мы сейчас читали, как-то объясняют и разъясняют. Например, читая канон Андрея Критского, читаем те места Ветхого и Нового Завета, которые там как-то упоминаются. Но потом мы научаемся читать все подряд, и тогда мы, наконец, все это запоминаем.

Тут особое значение имеет чтение Псалтири. Псалтирь очень запоминается. Может быть, не запоминается так, чтобы все 150 псалмов сказать наизусть (кому-то запоминается и так, этих людей не очень и мало, но большинству – нет), но когда помнишь ее близко к тексту, то это очень большое подспорье в жизни. Потому что в каких-то непонятных ситуациях в жизни сами собой начинают вспоминаться отдельные фразы из Псалтири, отдельные стихи, которые приходятся очень к месту. Поэтому она и становится нашим внутренним богатством, которое нас все время как-то держит на плаву в христианской жизни. И, вспомнив Псалтирь, мы сразу начинаем молиться. Кроме того, действует и то, что сказано в одном из псаломских стихов: «Помянух Бога и возвеселихся». Это не значит, что я стал смеяться и хохотать, а значит, что я понял, что означают слова апостола «непрестанно радуйтесь, о всем благодарите Господа». Это то, что должно быть у нас всегда, и в разных испытаниях. Это достигается, только если у нас внутри есть то, что мы прочитали из молитв прежде нас бывших святых отцов и еще тех святых пророков, которые написали Библию.

Для этого нам и нужно чтение – чтобы именно внутри у нас постепенно тоже был такой запас, к которому мы бы обращались и сознательно, и, что даже еще важнее и первичнее, бессознательно. То есть: только возникла трудность – наш организм уже сам нашел ответ, помимо мозга. Для того чтобы в нас был этот запас, обязательно нужно, чтобы у нас каждый день было чтение.

И то святоотеческое чтение, которое у нас за литургией бывает перед причастием, тоже из этой серии. Если слушать внимательно, то будет от этого польза.

Аминь.