Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы послужили первую в этом посту литургию Преждеосвященных Даров. И, конечно, каждая такая вечерняя литургия должна быть для нас особым поучением, потому что именно в таком богослужении мы можем больше всего почувствовать, что такое Великий пост. Именно в это время мы волей-неволей постимся до вечера, как по церковному уставу положено делать в каждый день Великого поста, то есть ничего не есть. Мы это делаем, потому что вечером готовимся к причастию. Все, что служит к очищению души, все эти телесные меры воздержания, которые бывают в пост, также служат для того, чтобы нам приступить к причастию. Но, прежде всего, конечно, само причастие служит к очищению нашей души.

И теперь, благодаря тому, что у нас два раза в неделю, а то и чаще, на неделе служится литургия Преждеосвященных Даров, я буду потихоньку рассказывать о тех сложностях нашей христианской жизни, для которых придуман пост, а заодно и о том, как эти сложности преодолевать. Но я буду рассказывать об этом, как правило, только в тех пределах, в которых сам это понимаю, и лишь отчасти – немножко больше, чем я сам понимаю. Какие-то вещи, которых сам не понимаешь, но запомнил от святых отцов и можешь повторить, тоже могут принести ограниченную пользу слушающим, потому что они могут понять то, чего ты не понимаешь, пока или вообще. Но в целом, конечно, не надо переоценивать. В любом случае, надо делать то, что можешь.

Первое и главное, с чем сталкиваются все, кто приступает к Великому посту, узнав, какой на самом деле устав – это какая-то необычная для нашего времени жесткость, какая-то тяжесть. Спрашивается, кто же это может перенести? Понятно, что есть ответ: это не для больных и не для детей. Для них есть свои уставы, которые должны учитывать болезни или детскую немощь, но это совершенно не снимает вопросы.

Для всех остальных, которые ничем особенно не болеют, все эти неядения, сухоядения, поклоны – все это слишком трудно. Возникает вопрос: зачем это надо? Неужели не главное, что в душе? Неужели я стану лучше от того, что у меня улучшится физическая форма, от этой физкультуры, например (то есть поклонов, которых на каждой постной службе десятки, если служить по уставу), или от диеты? Ответ, вроде бы, «нет». На самом деле, ответ другой: если это делать правильно и в правильном сознании, то не «нет», а «да». Как же сделать, чтобы было «да»? Очевидно, что Великий пост все это предполагает для того, чтобы было «да».

Все, что предлагается нам в качестве общего устава Великим постом – это действительно физически сложно также и для обычных людей, которые ничем особо не больны. Но это рассчитано не совсем на обычных людей, которые ничем особо не больны, а на таких людей, которые постоянно в этом тренируются и упражняются, которые живут так постоянно. Например, те, кто делает земные поклоны более-менее по уставу во время великопостных богослужений, потом либо испытывают ощущения в определенных мышцах, либо не испытывают. Не испытывают их особо те, кто дома делает земные поклоны в другие дни, когда они разрешены, потому что земные поклоны надо делать всегда. Просто это другой уровень тренированности. И, да, это самая настоящая физкультура: апостол Павел и святые отцы охотно сравнивают христианскую подвижническую жизнь со спортом. Христианин – профессиональный воин и профессиональный спортсмен. Слова апостола Павла «время моего отшествия наста: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия» (2 Тим. 4, 6-8) буквально означают «наступило время моего ухода: я хорошо выступил в соревнованиях, я пробежал дистанцию и сохранил веру, так что теперь приготовлен для меня венец (победителя на соревнованиях в) праведности (т.к. соревновались именно в праведности), который в тот известный день отдаст мне (за мои труды) Господь, справедливый (спортивный) арбитр». Кто знает жизнь апостола Павла, тот помнит, сколько в этих соревнованиях было чисто физических нагрузок, ограничений и лишений.

И это означает, что не только в церкви должна быть у нас такая жизнь, не только в особое время Великого поста, когда Церковью, церковным уставом нам даются показательные уроки всего этого, а в какой-то степени это должно быть и в другое время. А зачем это, в свою очередь, надо?

Затем, что свойства нашего организма очень меняются в зависимости от того, что он делает. Конечно, главное – что в душе, но путь в душу – только через тело. И от состояния нашего тела, в том числе и от того, чем оно занято, о чем оно думает, очень зависит, что делает наша душа. Я подчеркиваю, что думает у нас скорее тело, чем душа, но то, что происходит при этом с душой, конечно, зависит от того, что человек думает. Понятно, что помыслы бывают полезные, бывают вредные, и так далее.

Мы все знаем, что средством от праздных мыслей является труд, если он не чрезмерно изнурительный. Это, конечно, важно, но также вообще утруждение плоти является средством от праздных мыслей, для того чтобы просто не было желания заниматься тем, что тебе не очень важно и не очень интересно, и, с другой стороны, чтобы не было желания заниматься тем, что тебя отвлекает. Как живут спортсмены, так же, кстати, живут, и даже еще более строго, военные, которые тренируют, готовят себя к особым подвигам – какие-нибудь части спецназа. С ними точнее было бы сравнить православных христиан, и святые отцы с ними и сравнивали. Тогда не было спецназа, но сравнивали с хорошими воинами. Нам это менее понятно, потому что мало кто знает, наблюдает их жизнь. Спортсменов более-менее все знают, даже те, кто их вблизи никогда не видел. Спортсмены не отвлекаются на какие-то зрелища, не делают того, что их расслабляет, из-за чего они теряют форму. И они отдыхают, и тем более они должны хорошо отдыхать, для того чтобы хорошо выступить на соревнованиях. Но они отдыхают не так, чтобы это их разлагало, чтобы они теряли форму. Они не пьянствуют, не занимаются прочими дурными вещами, и даже мысли свои они собирают: какие-то хорошие впечатления (то, что они считают хорошими) стараются собрать, а остальное изгнать. То же самое должны делать и христиане.

Пост – это время, когда мы все этому учимся. Это не то время, как ошибочно многие думают, когда мы только единственно этим и занимаемся, а остальное время года живем как попало, а то, когда мы получаем уроки, проводим повторительные занятия, проводим курсы повышения квалификации, проводим время на них в качестве учащихся, для того чтобы все это пройти. И то, что нам трудно, показывает, какой степени концентрации у нас нет. Потому что не так трудны физические трудности, как трудно сконцентрироваться на том, на чем следует. Великий пост нам очень в этом помогает, а в Великом посту особенно помогает время перед литургией Преждеосвященных Даров. О том, как так получается, что физические ограничения помогают нам сконцентрироваться на «едином на потребу», мы поговорим, если Бог даст, в следующий раз.

Поэтому не будем оглядываться на то, как все живут, и даже верующие люди. Во-первых, мы и не знаем толком, кто как живет, у них могут быть свои секреты или какое-нибудь секретное подвижничество. Но хоть бы даже мы это все знали, хоть бы жили они кое-как, это совсем не повод брать с них пример, как мы отлично это на самом деле знаем, а смотреть надо на то, к чему нас призывает Церковь, и, таким образом, святые отцы, и, таким образом, Бог. Она показывает нам тот уровень концентрации, который нам доступен и который должен быть у нас всегда.

Аминь.