Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы перейдем к теме, которая трактуется в двух Словах Лествицы– о бдении и о молитве.

Эти вещи взаимосвязаны. И хотя святые отцы так много говорят о бдении, и так много об этом в церковных уставах, бдение – одна из таких тем, которая наиболее непонятна современному человеку.Потому что современный человек хронически недосыпает и не высыпается.

Иногда с некоторыми людьми даже в мирное время это случается из-за того, что они очень много работают, и им просто действительно некогда вздохнуть. Или в какие-то короткие периоды жизни у многих людей такое бывает. Но это исключение, а далеко не правило. Обычно не высыпаются по другим причинам. Но чтобы уже к этому не возвращаться, повторю, что если человек лишен сна не по своей воле, что в наше время бывает не очень часто, то тогда это надо воспринимать просто как некоторое утеснение и этому радоваться, и стараться жить и молиться, используя это во благо: не несмотря на это, а скорее благодаря этому.

Как правило, все получается иначе. Люди не высыпаются исключительно по собственной вине, потому что они вынуждены утром вставать к какому-то определенному времени, когда надо начинать работать, а лечь они вовремя не могут.

И если бы они молились, то они бы, конечно, заснули моментально, потому что на молитве сон их борет очень легко. Но вечером же можно занять себя какими-нибудь разговорами. Лествичник и отмечает, что люди сразу перестают бороться, когда есть возможность заболтаться с кем-нибудь допоздна.

А в наше время не надо даже находить собеседника для таких разговоров, потому что есть телевизор и достаточно интересный, раз люди с ним живут и разговаривают. Хотя это своего рода диагноз, если человек разговаривает с телевизором. Но мысленным собеседником очень у многих людей именно он и оказывается. Такое вот навязываемое и с удовольствием принимаемое большинством населения помешательство.Или интернет, где действительно есть какое-то общение.

Поэтому, когда есть реальное желание спать, оно побеждается вот этими страстями, и человек потом не высыпается. И просто не заходит речь о том, чтобы использовать дозировку сна и недосыпания для каких-то полезных целей, потому что все это смазывается вот такой грубой картиной.

Но должно быть, конечно, иначе. А как это должно быть? Человек должен спать в меру. И отношение ко сну очень похоже на отношение к еде. И как отмечают это святые отцы (а каждый из нас, если это до сих пор этого не понял, может понять, просто наблюдая за самим собой), в какой-то степени сон и еда взаимозаменяемы.

Поэтому в пост, например, недостаток еды многих клонит в сон. То есть не только избыток, но и недостаток еды создает сонливость. И наоборот, для того чтобы преодолеть какое-то реальное недосыпание, помогает поесть. Когда действительно речь идет о том, что не хватает сил, и есть какое-то настоящее недосыпание, а не просто привычка ко сну.

Но аппетит разыгрывается в зависимости от того, сколько мы привыкли есть (во многом избыточная наша еда, переедание – это следствие нашей дурной привычки к еде), то же самое касается и сна.

Любой современный человек, если он специально об этом не думал, спит лишнее. Из-за этого происходит то, что он, во-первых, все время не досыпает еще больше, потому что у него больше потребность, потому что у него искусственная потребность во сне, и может быть даже не искусственная, а нездоровая, болезненная потребность. А во-вторых, человек, как отмечает Лествичник, становится просто груб. Человек, который объедается, ему уже не до молитвы, и не до высоких материй. Точно так же человек, который пересыпает.

Поэтому если не высыпаться в рабочую неделю, а потом спать в выходные и не приходить на службу, например, в воскресенье, это такой стиль и духовной жизни, а не только телесной. Такой стиль жизни не допускает человека и во все остальное время помолиться не то что чисто, а хотя бы и «грязно». Поэтому должно быть иначе.

Человек должен понимать, сколько ему нужно сна. Это довольно-таки индивидуально. Потому что, во-первых, бывает просто разная физическая крепость у людей. Во-вторых, многие люди больны, и обычно им нужно больше спать, особенно при разных психических заболеваниях, заболеваниях нервной системы (это не психические заболевания, а неврологические, но при них тоже нужно больше спать), при заболеваниях сосудистой системы и т.д.

Но есть какое-то количество сна, которое нам реально необходимо. Его можно определить очень просто. Есть совет Аввы Дорофея относительно еды, похожий на то, как цыган приучал лошадь не есть, просто надо вовремя остановиться, действуя по этому правилу. Он заключается в том, чтобы сначала спать совершенно столько, сколько ты хочешь, но заметить, сколько это есть, и больше этого никогда не спать. Потом через какое-то время убавить полчаса, потом еще убавить полчаса, и если действительно окажется, что полчаса убавляется безболезненно, тогда можно убавить еще полчаса.

Потом обязательно наступит какой-то момент, когда убавление очередного получаса будет просто ломать. То есть это будет не так, чтобы болезненно, а так, что просто уже будешь с ног падать от недостающего получаса. Вот тут и станет понятно, что здесь была граница. То есть ты уже перешел за границу, и надо вернуться к тому, что было за полчаса до этого, и это и есть твоя обычная норма сна.

Но, скажем, если ты заболел, то эту норму надо увеличить. При каких-то больших нервных нагрузках – тоже следует увеличить. Но в среднем норма вот такая. Значит, надо, чтобы по возможности в течение каждых суток, хотя это не получится, но тогда чтобы в среднем за неделю при пересчете на одни сутки выходила такая норма сна. И тогда не будет таких неприятных вещей, которые бывают от пересыпания, когда человек уже становится ленив и груб и на молитву, и на чтение, и на все что угодно, на все что полезно для его души.

И если это делать, то тогда, конечно, будет стимул вовремя прекращать это ненужное общение с интернетом, телевизором или даже какими-то собеседниками, и отправляться спать вовремя. То есть не тогда, когда у меня возникает ощущение, что я должен заснуть, а тогда, когда у меня время подошло. Не надо тут полагаться на свое ощущение, а надо полагаться на время.

Когда мы начинаем молиться, и у нас появляется внимание, то реально уменьшается необходимость во сне. Потому что мы становимся более сосредоточенными, и за более короткое время мы успеваем больше «наспать», если можно так сказать, то есть лучше удовлетворить эту потребность в отдыхе, которая удовлетворяется сном. И тогда получается, что мы и во сне не очень выпадаем из духовной жизни.

Мы сами замечаем, что то, что нам снится во сне, это во многом связано с нашей, жизнью, с тем, как мы провели непосредственно день перед тем, как заснули. И поэтому важно на сон настраиваться. И фактически наше времяпровождение в течение всего дня – это уже и есть настрой на сон.

Но особенное значение, конечно, имеют последние часы и может быть даже последние десятки минут перед сном, когда особенно важно, чтобы была молитва, молитвенный настрой. Тогда получится, что, как уверяют святые отцы и Лествичник, по крайней мере, у нас не будет дурных сновидений, причем, даже у новоначальных.

А если мы как-то больше усовершимся, то тогда можно сказать, что наше молитвенное настроение не пропадет и во сне, поскольку святые отцы толкуют выражение из Песни песней А́зъ сплю́, а сéрдце моé бди́тъ (Песн.5:2) как продолжение молитвы во сне.

Это не то, что бывает, когда мне приснится сон о том, как я молился, т.е. мне приснится сон про самого себя, и в этом сне я молюсь. Такое тоже бывает, но это не значит, что я молюсь. Это значит, что мне снится, что я молюсь. И даже бывает, что задаешься во сне вопросом, не просыпаясь при этом (со мной бывало такое): так молюсь я на самом деле или не молюсь? И приходил к выводу, также не просыпаясь, что нет, все-таки не молюсь, что мне это только снится.

Конечно, по-хорошему во сне надо молиться, именно пока ты не просыпаешься. И чтобы уж просто закончить эту тему, еще раз скажу о том, чего сам не знаю, но прочитал у святых отцов. Это важно, поэтому не могу не сказать.

Само по себе бодрствование, бдение делает нас восприимчивыми к божественному свету. И он озаряет нас изнутри, и тогда получается, что мы не спим. А если все-таки и спим, то А́зъ сплю́, а сéрдце моé бди́тъ.

Поэтому мы должны обязательно освобождаться от этой всеподавляющей и подобной смерти власти сна, как говорят все святые отцы и Лествичник. А для того, чтобы нам не очень ею порабощаться на практике, нужно заранее думать, что мы хотим сделать. Заранее вечером думать, что мы хотим сделать с утра, и с утра думать, что мы хотим сделать в течение дня и как мы хотим отойти ко сну.

Может быть, чуть пораньше, пока силы наши не кончились, почитать вечернее правило, помолиться вечером, почитать что-то полезное, что нас настраивает на духовный лад. И потом еще что-то поделать, даже, может быть, какие-то и дела, и отойти ко сну.

А чтобы бодро вставать, нужно понимать с вечера, и тогда будешь понимать это утром, для чего я просыпаюсь, что я сейчас начну делать. Конечно, когда меня ждут какие-то неприятные дела, то не хочется и просыпаться. Поэтому, как правило, человеку каждый день, никогда не хочется просыпаться. И он всегда предпочитает продолжить сон. И это одна из причин, почему мы пересыпаем.

Это можно обойти следующим образом. Вставать еще раньше, чтобы первые дела, которые мы делаем, были не те, чтобы нам куда-то бежать и что-то делать, а чтобы помолиться, посидеть спокойно, с четками может быть, провести время с Богом и хорошо. Вот ради этого как-то уже и не жалко вставать. А там уже можно что-то поделать и менее приятное.

Аминь.