Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы продолжаем наши беседы об изречениях святых отцов, и сегодня у нас та глава систематического патерика, которая называется «О чудотворцах, святых старцах». Она об историях о чудесах. Но есть большое отличие между разными историями о чудесах, которые бывают в агиографии, и в том, что говорится о чудесах в патерике и особенно в этой главе.

Обычно, когда в агиографии есть истории чудес, то это больше для народа – «вот какой у нас был крутой святой».  Это немножко похоже не цирк – каждый хвалит своего, какие он умеет фокусы делать. Вот так в народном благочестии, но в патерике это совершенно не так. Смысл этой главы скорее в том состоит, чтобы те, кто сам таких чудес не творил, понимал, для чего святые отцы совершают или не совершают чудеса, и как истинное отличить от ложного.

Мы как православные христиане должны понимать, что если кто-то живет, слушая Бога, то Бог его тоже слушает. Поэтому не может быть никаких ограничений ничем – как для Бога нет никаких ограничений, так и для того, кто хочет, чтобы совершился промысл Божий, их тоже нет. В том числе, законы физики не будут ограничениями. Все возможно верующему, и даже если он маловерующий, как мы, то с помощью Бога все возможно. Но сегодняшняя глава о другом – о том, какие бывают разные отцы и матери.

Одного старого отца спросили об авве Арсении, который был сравнительно молодой, но уже прославился, велик ли он. И тот ответил, что для нашего времени хорош. Но спрашивавший почувствовал подвох и спросил еще: а для другого времени? И старец сказал, что раньше были молитвенники, которые могли остановить солнце, и хоть и хорош Арсений, но он не таков.

Это к тому, что и среди святых бывают свои градации, и это имеет некоторую проекцию на их способность творить чудеса. Самое главное, о чем вообще говорит эта глава – это о том, что чудеса не бывают просто фокуса ради.

Начинается эта глава с того, что ученики аввы Виссариона вместе с ним долго идут по берегу моря по жаре, и один из учеников захотел пить, но из моря  пить невозможно. Скорее всего, это было Красное море, то есть совсем соленая вода. И авва Виссарион говорит ученику: набери воду в море. Тот набрал – вода оказалась прекрасной,  он попил и стал наливать в какую-то емкость, чтобы взять с собой. Авва Виссарион спросил: зачем ты это делаешь? – Ну как же, нам еще долго идти, и в пути не будет воды. И тогда авва сказал, что Бог всюду одинаков, и там Он будет Тот же Самый, Который и здесь.

Это немножко напоминает о том, что в Ветхом Завете нельзя было хранить манну. Она выпадала порциями каждый день, и надо было ее съесть, и съесть можно было сколько угодно, но с собой было брать запрещено. А кто пытался это делать, у того она начинала кишеть червями. Вообще это относится к греху сребролюбия – мы должны полагаться на Бога и не должны запасать ничего, да и не факт, что мы сможем удержать до того момента, когда нам это понадобится. С другой стороны, полагаясь на Бога, мы всегда имеем источник всякого блага.

В этой же главе рассказывается знаменитая история про авву Антония, когда некий крестьянин шел к нему вместе со своим ребенком, и в пути этот мальчик умер. Но крестьянин принес его тело к авве Антонию все равно, понимая, что просить нельзя – такие просьбы не принимались аввой, — и он просто положил его перед дверью. И когда авва Антоний вышел из кельи, то он чуть не споткнулся и сказал: что ты тут разлегся, иди домой. Тот встал и пошел.

Аналогичная история  с аввой Виссарионом, кода надо было исцелить больного ребенка, но было понятно, что просить об этом бесполезно, он не станет исцелять. Тогда этого ребенка просто привели в собрание братии и попросили авву Виссариона, чтоб он прогнал мальчика, чтоб он тут не болтался. И авва сказал ему, чтоб тот уходил – тот встал и пошел.

Еще замечательная история тоже на смирение, когда хотели попросить авву Пимена, чтоб он тоже исцелил некоего ребенка, и тоже знали заранее, что он не будет этого делать. И тогда некий старец посоветовал отцу привести ребенка в собрание и попросить всех, а не авву Пимена, помолиться, начиная с младшего. И так постепенно, начиная с младшего и до самого старшего все помолились, а авва Пимен, как самый старший, помолился последним, хотя он и пытался отказаться, потому что не хотел, но в этом случае отказаться было нельзя, потому что это было бы выделением среди братии. В результате ребенок был исцелен.

О чем это говорит? О том, что те, кто действительно совершают чудеса, не совершают их для какого-то развлечения. И уж особенно они их не совершают для того, чтобы удовлетворить чужим страстям, например, страсти сребролюбия, а тем более не совершают чудеса тем, кто хочет найти какого-то чудотворца. И вот если мы видим — к сожалению, часто так бывает и в наше время, и в давние времена, — что какие-то люди очень любят показывать, какие они чудотворцы, то к таким никогда нельзя приближаться. Даже если они не жулики, а такие люди часто бывают жуликами, — это еще хуже. В частности те, кто очень любят исцелять – это совершенно не те люди, к которым надо приближаться.

Расскажу еще знаменитую историю про авву Лонгина, как некая женщина решила, что он может ее исцелить. У нее был рак груди, и она пошла искать авву Лонгина. А тогда никто не знал, как должен выглядеть человек, которого ищут – портретов и фотографий не было. Она пошла к монахам, встретила какого-то старичка и спросила его, как найти авву Лонгина, чтобы исцелиться. А это как раз и был авва Лонгин, и он сказал, что не стоит искать этого авву, ничем он не поможет, но иди домой и будь здорова. И она стала здорова, а только потом поняла по описанию, что это и был авва Лонгин.

И вот те люди, которые могут так делать и даже сделают что-то для других, стараются не делать, потому что физическая польза ближнего не является такой большой ценностью, чтоб ради нее так серьезно нарушать безмолвие и обретать человеческую славу. Но если даже и сделают, то так, чтобы это скрыть. Поэтому таких случаев описано не так много – скрывали-то успешно.

И вот никогда мы не должны поддаваться на то, на что любят поддаваться современные христиане – на то, что появляется какой-то чудотворец, который всех исцеляет, показывает какие-то фокусы, грехи рассказывает. Вот не надо этому поддаваться, а надо держаться в стороне. Может быть, это вообще люди прельщенные, которые бесовской силой совершают эти чудеса, или жулики, что, в общем, тоже ничего хорошего.

Надо понимать, что если есть в этом необходимость, то Господь нам пошлет – или пошлет чудо, или человека, который может помолиться, и по его молитвам это чудо совершится. Здесь нам совершенно не надо беспокоиться. Беспокоиться нам надо только о том, чтобы самим от Бога не отпасть и Богу молиться.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)