Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы продолжаем сейчас наши беседы на изречения святых отцов, и сегодняшняя глава систематического патерика у нас о любви. Она имеет семнадцатый номер – вот какое место эта тема занимает у монахов, если рассуждать с такой формальной точки зрения. Но надо рассуждать с другой точки зрения.

Эта глава посвящена очень практическим или даже техническим вопросам: как отличить любовь от нелюбви, вообще в чем она состоит. Святые отцы-подвижники этого патерика не занимались тем, чтобы писать об этом трактаты — другие отцы писали об этом, в первую очередь Максим Исповедник, — но здесь есть некоторые очень короткие тезисы и больше всего примеров. И если говорить об определениях, то важнейшим определением является то, что говорит авва Исайя Скитской, великий подвижник ΙV века, а именно, что любовь есть (если буквально переводить на церковно-славянский) «божественное попечение» (это технический термин, означающий внутреннюю молитву) и благодарение. Вот тогда, если есть память Божия, если мы обращаемся к Богу с молитвой и благодарением, это и будет любовь.

Конечно, это определение довольно сильно отличается от того, что могли бы сказать светские люди. Любовь – это не просто Бог, но и наша какая-то деятельность, и именно такая, которая обращена к Богу. Но как это увидеть в жизни, и как это практиковать в жизни, как в жизни увидеть свои недостатки? Вот в основном этому посвящена глава.

Практически во всех рассказах все, что относится к Богу, определяется через ближнего. И там выделяются три категории  случаев: когда ближний является человеком Божиим или, прямо сказать, святым; когда ближний является просто человеком грешным, примерно, как ты сам – это самый важный случай; и когда ближний против тебя специально прегрешает и является, рассуждая по внешнему человеку, особенно падшим членом общества.

Вот о первой категории говорится мало, но очень важное. К авве Антонию регулярно приходили три монаха, и двое из них спрашивали его о чем-то полезном, а третий всегда молчал. И на какой-то раз Антоний его спрашивает: почему ты всегда молчишь, почему ты сам никогда ни о чем не спросишь? На что этот монах ответил: мне достаточно просто на тебя посмотреть – я для этого прихожу к тебе.

Вот если бы мы видели этот рассказ отдельно, то мы не знали бы,  к какой главе этого патерика он относится. Тем более этот рассказ, как и все остальные, допускает разную классификацию – они никогда не бывают о чем-то одном. Но интересно, что уже в V веке этот рассказ поместили в главу о любви. Что показал этот брат по отношению к святому Антонию, который был источником чистого поучения, а лучше сказать – Божией воли? Что не надо ничего спрашивать, а надо просто сидеть и внимать, – вот это уже и есть самое полезное и главное.

Но, повторю, таких рассказов мало, а в основном там рассказы о том, как терпеть других людей. Особенно говорится о том, что нужно оказывать большое внимание немощным людям, тем, которые сами хуже переносят всякие искушения. И вот здесь замечательная история про авву Пимена с учениками, которые были уже известными подвижниками и переселились в Скит, а там был старец, он не называется по имени, который считался там особо духовным. К нему приходили паломники, а после того, как туда переселились авва Пимен с учениками, они его затмили – все стали ходить к авве Пимену. И этот старец стал иметь разные помыслы относительно аввы Пимена, ему все это очень не понравилось.

Авва Пимен, узнав об этом, очень сокрушался, не знал, что делать. И тогда он сказал своим ученикам: возьмите немного еды, вина, и пойдем к этому старцу. Когда они пришли к этому старцу, то вышел его ученик и спросил, кто они такие и что им надо, и доложил старцу. Старец сказал, что у него нет времени их принимать, и оставил их стоять на жаре, плохо совместимой с человеческой жизнью. Но они еще просили, остались ждать, не уходили, и тогда старец понял, что они очень с серьезным вопросом пришли, и позволил им войти.

Пимен сказал, что мы пришли к твоей мудрости, и они всячески  просили у него прощения. Старец увидел, что они действительно смиренно просят простить их, и понял, что они выше него по своей жизни, и сам перед ними покаялся. После этого они уже жили без всякой вражды. Вот таким образом можно преодолевать разные искушения, зависть.

И к этому же относится еще один трогательный рассказ, о котором тоже многие знают, и который тоже рассказан здесь. Некие два брата жили очень дружно, и они видели, что те, кто живут вместе, время от времени ссорятся. А так как у них ссор никогда не было,  а они уже много лет так прожили, то у них это стало вызывать беспокойство. Можно, конечно, считать, что это наивная история, но надо читать глубже: они стали думать, что, может быть, они в прелести, поэтому они и не ссорятся.

И они решили договориться, как им поссориться. Они видели, что ссорятся часто из-за имущества, и один брат говорит:  давай, принесу этот кирпич и буду говорить, что это мой кирпич, а ты будешь говорить, что это твой кирпич, а я буду с тобой спорить, и таким образом у нас будет начало ссоры.  Так они и сделали: один стал говорить, что это его кирпич, второй – что это его кирпич, и тогда первый автоматически ответил, что, конечно, это твой кирпич, возьми его. И так у них не получилось поссориться. Тогда они решили, что, может быть, им этого и не надо.

Здесь речь о том, чтобы уступать во всех вещах, которые связаны с личными обидами, о чем и была речь в предыдущей главе. Но смысл любви здесь в том, что ты терпишь всякие немощи и неприятные особенности другого брата.

В этой же главе был такой рассказ, немножко странный, как некий старец шел и очень изнемог, и принужден был остановиться там, где обитала какая-то шайка разбойников. Главарь узнал этого старца и увидел, что он очень изнемогает. А про старца было известно, что он вообще никогда не пьет вина. Это такой большой подвиг, который несли только монахи, потому что на юге вода гнилая и очень плохая, и найти хорошую воду почти невозможно, а если и возможно, то ее невозможно сохранить, и поэтому все пили разбавленное, но вино, а не пить вино поэтому было большим подвигом.

Главарь разбойников решил, что старца надо напоить вином, чтобы он как-то пришел в себя, и знал, что тот откажется. Тогда он взял меч и сказал, что если ты сейчас не выпьешь вина, то я тебя зарублю. Старец, конечно, не боялся, что его убьют, но понял, что здесь надо сотворить любовь, и выпил это вино. Тогда главарь растрогался и стал просить прощения у него за угрозы. И рассказ этот заканчивается очень хорошо, потому что эти разбойники пообещали больше никому не причинять зла.

Тут мы говорим о людях, которые не так часто встречаются в монастыре, и нужно сказать про авву Серапиона, который пришел спасать блудницу под видом клиента, но, придя к ней, начал читать правило, которое обычно у него занимало всю ночь. Причем, в рассказе очень подробно описывается, какие именно молитвы он совершал – настолько подробно, что я даже опубликовал об этом статью о чинопоследовании всенощного бдения этого старца, потому что там очень четкие указания, как именно он служил. В результате блудница стала участвовать в этом богослужении и таким образом тоже покаялась – так он ее приобрел для жизни вечной.

Суть этой главы простая: если мы хотим стяжать любовь к Богу, мы должны это делать через любовь к ближнему — отдельно это не получается, хотя любовь к Богу есть самое главное, и от нее все зависит, и именно она дает нам молитву. Если мы хотим молиться, а молитва – это и есть попечение о Боге, – то надо определенным образом обращаться с ближним.

Если от ближнего есть какая-то большая духовная польза, то не надо от него ничего другого хотеть, надо только стараться приобщиться к этой пользе. А если это просто другой человек, то надо терпеть его немощи, надеяться, что и он потерпит твои, но даже если он и не потерпит твои, то его немощи все равно надо терпеть. Это важнейшая задача нашей жизни. Мы мало что можем полезное сделать в нашей жизни, но самое главное в ней – это когда мы терпим людей, которые, мягко говоря, несовершенны в человеческом отношении. И еще есть такие подвиги, которые, наверное, даны не всем: помогать встать на пусть истинный всяким «разбойникам и блудницам», то есть людям, которые явным образом тяжело согрешают. Но это дело, может быть, больших старцев, а все мы находим рядом с собой людей, которых надо терпеть, и именно в этом состоит любовь к ближним.

А в чем она не состоит — об этом в главе не сказано, но это дополнит понимание. В главе не сказано, что за ними надо как-то бегать, как-то особенно интересоваться их жизнью, входить в их житейские дела и стремиться решать их житейские проблемы, но сказано о другом – о том, что надо их просто по возможности терпеть, давать им полезное с духовной точки зрения и помнить, что Бог всегда на первом месте.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)