Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Начало подготовки к Великому посту. История о Закхее. Мало быть хорошим человеком и никого не обижать, надо быть преданным вере и заповедям Божиим. Иерихон как символ мира сего. Почему мы не можем настроиться на молитву. Надо беречь себя от неполезных информационных потоков.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы дожили, можно сказать, до Недели о Закхее — до воскресенья, с которого начинается подготовка к Великому посту, а тем самым уже и сам Великий пост. Сегодня еще нет специальных располагающих к Великому посту песнопений, по видимости богослужение такое, какое бывает в обычный воскресный день, — но уже в следующее воскресенье будет Неделя о мытаре и фарисее, будут специальные песнопения из Постной Триоди, которые приуготовляют к Великому посту, так что это все уже не за горами. А сегодня особенным моментом, приуготовляющим к Великому посту, является только один элемент богослужения — это евангельское чтение за литургией. Это было чтение из Евангелия от Луки с историей о Закхее, почему и сегодняшнее воскресенье называется Неделей о Закхее.

Надеюсь, что все более-менее помнят, о чем там говорилось, но я все равно напомню. Закхей был мытарем, т.е. сборщиком налогов — в принципе, хорошая профессия, тоже нужная, потому что кто-то должен собирать налоги для государства, но в Иудее тогда сборщики налогов занимались не столько сбором налогов, сколько, как мы бы теперь сказали, рэкетом. И они были людьми, очень сильно досаждавшими всем, потому что они буквально грабили ближних. И из-за этого, конечно, их не любили и считали особо грешной категорией людей, и потому когда Иисус ел с мытарями и грешниками, это его как бы особенно компрометировало в глазах людей такого умонастроения, как например, фарисеи. И вот, этот человек Закхей жил в городе Иерихон, куда Господь тоже пришел. И Закхей захотел Его увидеть, но поскольку Иисус был окружен толпой народа, а Закхей был маленького роста и увидеть его не мог, то он забрался на дерево. И таким образом Закхей увидел Господа, а Господь увидел его и понял, что он специально залез на дерево, чтобы Его увидеть, и сказал, что Он сейчас будет у него в гостях. И действительно, Он почтил его тем, что пришел к нему домой, и тогда Закхей покаялся во всех своих делах и сказал, что возвратит всем, у кого он что награбил, “четверицею”, и Господь в ответ сказал ему: “Ныне спасение дому сему”. Получилось, как это в Евангелии не раз бывало и в других случаях, что покаялся и получил Царство Небесное кто-то из наиболее грешных людей, а люди по всей видимости достаточно приличные, которые если и грешили, то не так заметно, чтобы все знали об их грехах и считали их грешниками и гнушались ими, эти люди еще неизвестно, как восприняли Господа. И мы знаем, что хотя и среди таких людей, конечно, были многие, которые тоже уверовали и спаслись; но мы знаем и другое, а именно, что большинство таких людей как раз и кричали чуть позже: “Распни, распни Его!”

Поэтому, конечно, во все времена, в том числе и в наше время, мы должны знать, что если мы являемся людьми такими более-менее приличными, т.е. если окружающие нас люди не очень страдают из-за того, что мы проявляем какие-то дурные склонности своего нрава в отношении их (скорее всего, страдают, но предположим, не очень, т.к. бывает и хуже), то это еще не означает, что мы близки к каким-то христианским добродетелям, т.е. близки к спасению. В конце концов все мы видим, что бывают очень многие приличные люди, гораздо более приличные, чем мы, из числа атеистов и совершенно далеких от веры. И это означает, что быть хорошим человеком, конечно, хорошо, и специально делать что-то плохое окружающим это грех, но если мы ничего плохого людям не делам, через это мы еще не спасаемся, потому что для спасения нужна преданность вере, нужно быть действительно верующим человеком, и нужно не делать плохого не потому, что на нас обидятся люди, не только потому, что нам самим не нравится поступать плохо, а прежде всего потому, что Господь не велит, потому что все в нашей жизни должно быть устроено по заповедям Божиим.

И не случайно Закхей жил в городе Иерихон. Мы знаем, что такое Иерихон в Новом Завете, и такое значение он приобрел еще в Ветхом Завете — я имею в виду, конечно, символическое значение. Иерихон означает наш мир, лежащий во зле. И недаром в Евангелии есть притча о том, как некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам. И вот, здесь Господь пришел в Иерихон, пришел в наш мир и увидел там наиболее грешного человека, и этот человек оказался способным к покаянию и покаялся. Вот каков символический смысл сегодняшнего евангельского рассказа.

Ну, а мы должны об этом тем более помнить в преддверии Великого поста. Если сейчас еще наш быт не должен меняться так, как он изменится в посту, то по крайней мере, психологически мы должны уже на это настраиваться. Мы должны настраиваться на то, чтобы думать о своих грехах, каяться, как-то стараться молиться.

А как это сделать технически? — всегда возникает вопрос. Вроде бы мы и стараемся, а почему-то все равно ничего не получается. Вот тут и нужно подумать, почему ничего не получается, и постараться сделать что-то такое, что повлияло бы на результат. А именно, не получается у нас обычно потому, что мы сначала начинаем часами болтать с кем-нибудь по телефону, например, или смотреть телевизор — не потому, что нам нужно срочно узнать какие-то новости, которые нас касается; а может, и поэтому, но дальше мы уже начинаем смотреть другие новости, а потом сериалы… Хотя я вообще не очень понимаю, какие могут быть по телевизору новости, которые нас так уж касаются. Погода, разве что, но ее можно и по радио послушать. Но в целом из-за этого получается рассеяние ума. То есть вроде бы сначала греха никакого нет, а потом уже есть, но вроде бы небольшой, потому что, в принципе, действительно, может быть, мы никого не осудили (хотя проговорить час по телефону и никого не осудить — это тогда говорить будет совершенно не о чем, разве что о науке или о работе, но обычно почему-то говорят о другом и говорят часами, поэтому никого не осудить тут просто невозможно), все равно происходит такое рассеяние внимание, что на молитву уже не настроиться. Возникает инерция болтовни или инерция тупого смотрения телевизора, инерция чтения каких-то пустых книг, инерция сидения в интернете, когда уже давно пора оттуда выйти… А потом мы удивляемся, почему мы не можем собраться, чтобы помолиться. А хорошо еще, что мы вообще помним, что это такое — помолиться. И уже это требует от нас больших усилий.

Конечно, надо больше себя беречь. Вот такой призыв, который обращают к людям: “Берегите себя!” — он касается, конечно, прежде всего, не физического здоровья, а здоровья информационного. Надо беречь себя от всяких нездоровых информационных потоков, которые ничего хорошего для нас не принесут. И пока мы будем так легко впадать в какие-то неполезные разговоры, потреблять всякую неполезную информацию, совершенно не может быть, чтобы мы могли помолиться. Вот поэтому надо начать с того, чтобы как-то ограничиться и себя поберечь, и тогда Господь тоже нас побережет для Царствия Небесного. Аминь.