Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Благовещение, и практически все богослужение этого дня, — кроме воскресной его части, которая, конечно, важнее, — посвящено Благовещению, и почти не чувствуются празднования другого праздника, который в этот день бывают по причине Великого поста – памяти Иоанна Лествичника. Зато отпраздновалось Благовещение.

Благовещение – это праздник, который возник внутри празднования Рождества Христова. В зависимости от того, когда праздновалось Рождество Христово, праздновалось и Благовещение, с интервалом в девять месяцев. Когда Рождество Христово стало 25 декабря, то Благовещение стало 25 марта, как мы и празднуем.

Феодор Студит, как мы читали, называет этот праздник Господским праздником, то есть не Богородичным: Благовещение как часть цикла Рождества Христова. Но уже давно установилась традиция — почему мы сегодня и служим в голубом облачении — считать этот праздник Богородичным.

И так получается, что он, как правило, выпадает на Великий пост – только очень редко может выпасть на Пасху и далее, но не далее, чем до среды Светлой седмицы. И вторая половина Великого поста из-за этого получается такой очень и очень богородичной – будет еще суббота Акафиста, где частично богослужение взято из праздника Благовещения и будет повторять одни и те же темы.

Поэтому мы и обращаемся к мысли о Богородице, о Рождестве Христовом именно в связи с тем, к чему нас располагает Великий пост. А он нас располагает к молитве, к смыслу христианской жизни, чтобы об этом подумать. Мы вспоминаем слова Григория Богослова на Рождество Христово, где он говорит, что Христос рождается, и дальше, в частности, сказано, «девы девствуйте, да Христу станете матери». Что это обозначает, если это обращено ко всем, потому что девой является душа каждого христианина, даже если он мужеского пола?

Это означает, что воплощение Божие произошло, и оно произошло для меня, но пользы из этого я никакой не извлекаю, если я больше ничего не делаю. Для того, чтобы извлечь пользу, надо жить так, чтобы и ко мне относились слова благовещения архангела Гавриила, который сказал, как это произойдет, отвечая на вопрос: «Дух Святый найдет на тя, и Сила Вышняго осенит тя».

Святые отцы – Исаак Сирин и другие – говорят, что это должно с каждым из нас произойти, если мы христиане, что именно Духом Святым мы должны приобщиться  Богу. Для этого недостаточно исполнять те или иные обряды, хотя есть руководство Церкви, которое дает нам понять, что мы должны в своей жизни использовать, а чего не должны делать, и этого надо слушаться, это все необходимо. Но есть необходимое условие, а есть достаточное. Необходимое, но не достаточное – это когда без этого не будет, но только с одним этим тоже не будет.

А достаточное условие – это чтобы Господь в нас пробудил вечную жизнь, которая в нас дремлет. Для этого нужно, чтобы Он Сам в нас вселился, и не только через приобщение к Телу Христову, которое происходит телесно через евхаристию, но и так, как происходит в каждом из нас духовно.

Поэтому мы должны подражать Богородице именно аскетически, к чему особенно располагает место нашего праздника во времени Великого поста. А как она жила, в чем ей надо подражать? Она жила уединенно и не просто в чистоте, избегая грехов, но она жила в уединении, предавая себя Богу еще до того, как произошло Благовещение. Она была обращена к Богу, и Бог пришел к ней.

Это то, что каждому из нас не только доступно, но каждому вменено в обязанность, если мы хотим быть христианами. Поэтому мы можем и должны праздновать  и телесно, и духовно. Мы не забываем ни одного, ни другого. Мы можем пользоваться разрешением рыбы, и сама праздничная обстановка богослужения тоже является телесным празднованием – это все очень хорошо, но это имеет служебную цель. Служебная цель заключается в том, чтобы было празднование духовное.

А духовное празднование будет тогда, когда мы заботимся, прежде всего, не о своих многочисленных и важных делах, но о том, чтобы всегда быть с Богом. Если мы сами будем с Богом, то и наши дела, и наша помощь другим, которые от нас зависят, будут устраиваться. А если нет, то тогда будет нечто противоположное.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)